Трудно представить в наше время дом, школу, детский сад, любое учреждение без цветов. Так мы, жители городов, стараемся восполнить дефицит общения с природой, который неизменно возникает среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, негаснущего часами экрана телевизора. Причем без особых трудностей можно собрать представителей всего мира. Америка будет представлена кактусами, фуксией, бегонией, традесканцией; Африка — финиковой пальмой, пеларгонией, алоэ, бальзамином; Азия — фикусом, примулой, розой, цитрусовыми; Австралия — циссусом; Европа — плющом, олеандром.
Но не каждый ребенок обращает на зеленых растений внимание, не каждый стремится принять участие в уходе за ними. И приохотить к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?
Предлагаем один из приемов. Надо пополнить знания детей. Ведь нередко получается что, ребенок видит комнатные растения, но даже названий их не знает. Если вы и сами не очень сведущи в этих вопросах, обратитесь к книге Н.М. Верзилина "Путешествие с домашними растениями" и расскажите или прочитайте ребенку то, что там написано.
Вот, к примеру, традесканция. Бытует не очень красивое название ее — "бабьи сплетни". Родом это растение из тропических (жарких и влажных) лесов Южной Америки. А это означает, что в природе существует оно при слабом освещении на очень влажной почве. В комнатном варианте у растения могут быть гладкие зеленые листья, листья с белыми, коричневыми, розовато-лиловыми краешками и полосочками, с серебристыми полосками и даже покрытые мельчайшими серебристыми волосками.
Растение не переносит прямых солнечных кучей: зеленые листья бледнеют, традесканция выцветает. Вылечить талое растение легко — убрать подальше от света, но не в темноту. Зеленые растения существовать в темноте не могут. Пестрые традесканции при недостаточном освещении теряют свою оригинальную окраску и становятся просто зелеными. К сожалению, "вылечить" такое растение нельзя.
В каждой, самой маленькой веточке традесканции находится собственный запас воды. Иногда пересохнет зеленый стебелек, а свежая веточка месяц красуется как ни в чем не бывало. Почему так происходит? Причину этого можно выяснить, увидеть собственными глазами.
Используя лупу (чрезвычайно важная для маленького исследователя вещь!) на нижней стороне листочков можно рассмотреть крошечные отверстия — устьица. Через них и вода испаряется, и лишнее тепло уходит. Жарко — устьица настежь. Холодно — закрыты. На ночь в любую погоду всегда плотно закрываются. Вот и выходит, что крошечных запасов влаги веточке надолго хватает.
От небольшой веточки можно легко получить несколько растений. Это называется размножением. На чистом стекле чистым лезвием делим веточку на черенки — кусочки по 3-4 листика на каждом. Черенки можно сразу посадить во влажный песок (тогда придется через некоторое время пересадить!) или прямо в почву. Так через 2-3 недели можно получить несколько растений: хочешь — свой дом украсишь, хочешь — друзьям подаришь.
Интересны опыты с другими комнатными растениями, Можно их размножать листочками. Так, сенполия (фиалка) размножается листьями: в воде листок дает корешки, а потом легко и надежно укореняется в почве. Многие декоративные бегонии (рекс, металлика, вечноцветущая) от одного листа могут дать 5-15 растений. Положите лист на стекло и лезвием перережьте те места, где три жилки сходятся в одну, поместите лист на чистый влажный песок в какой-нибудь лоточек и накройте стеклом. Не забывайте поливать и ежедневно проветривать парничок — отодвигать стекло. Первые побеги появляются через 20 дней. Еще через месяц каждое растение можно пересаживать в отдельный горшок.
Перечень исследований можно продолжить. А можно и придумать вместе с детьми.
Усвоенное в результате наблюдений вызывает новые вопросы: что? как? почему? Не торопитесь отвечать, лучше помогите ребенку самостоятельно найти ответ. И обязательно похвалите за догадливость. Успехов вам и все новых и новых открытий!
Луиза Васильевна Ковинько,
канд. пед. наук, учитель начальных классов
Чтобы солнце сквозь стекло
К нам в окошко не пекло,
Я повешу шторочку
В белую оборочку,
Не крючком плетеную —
Живую и зеленую. (Традесканция)
Лист с горбочком-желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)
Вышла балерина:
Блузка, как рябина.
Юбочка лиловая, лента васильковая.
Ножки, как точеные,
Туфли золоченые. (Фуксия)
Стоит мокрый Ванек
В кудрях красный огонек. (Бальзамин)
Щучий хвост
В землю врос. (Сансевьера)
Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Кактус)
Светлана Юрьевна Прохорова, канд. пед. наук,
доцент кафедры начального образования
Ульяновского института повышения квалификации
и переподготовки работников образования.
Комментировать статью "Ребенок и комнатные растения "
Ребенок и комнатные растения. Наблюдения за растениями и животными помогут ребенку приобрести начальные знания биологии, научат любить, заботиться, быть внимательным и... Пряные и лекарственные растения для декоративного огорода. Стихи о животных.
Стихи про весну и 8 марта. Что читать ребенку. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения НАСТУПАЕТ МАМИН ПРАЗДНИК Наступает мамин праздник Сирень очень неприхотливое растение, садите в удобренную землю.
Цветок для маленького горшка. Выбор растений.. Цветоводство. Уход за комнатными растениями: посадка, полив, подкормка, цветы Есть у меня два симпатичных керамических горшка, диаметром 10 см. Подскажите, пожалуйста, какие комнатные цветы можно в них...
нехорошие цветы. Выбор растений.. Цветоводство. Поэтому если дома дети уже достаточно большие, чтобы пролезть всюду, но еще тянущие все в рот не и Надо отметить, что среди комнатных растений ничего с ядовытыми "испарениями" нет, но жевать не всякое полезно.
Сегодня ребенок покрылся красными пятнами, а на ступнях и щиколоке пятна с шишками, вроде взудия какого-то, как от ушиба. Может ли быть такая реакция на дисбактериоз? В среду он заболел чем-то кишечным, полоскало 2 дня с высокой температурой, от еды совсем...
Спасаем цветы от ребенка? Я от кошек закрываю землю в горшках пластиковыми кругами (вырезаны из обеденных сетов). Раздел: Уход за цветами. (земля в горшке отходит от стенок). Спасаем цветы от ребенка? Как?
Компост и комнатные цветы. Цветочные горшки, кашпо, земля, удобрения. Цветоводство. Уход за комнатными растениями: посадка Компост и комнатные цветы. Вопрос технический: чем обеззаразить компост для посадки в него комнатного цветочка - здоровенного штамбового...
Выбор растений.. Цветоводство. Уход за комнатными растениями: посадка, полив, подкормка, цветы, кактусы. Раздел: Выбор растений. (почему комнатные растения из магазинов быстро умирают). Почему погибают магазинные цветы?
Стихи о войне подскажите. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Логично звучит из уст современных детей, но немного патетично. Последний куплет мы исключили. Еще тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край.
КР! помогите найти стих!. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. КР! помогите найти стих! У детя 2ой класс, в школе будет какое-то странное действо: урок "лики красоты"! Уход за комнатными растениями: посадка, полив, подкормка, цветы, кактусы.
Ребенок и комнатные растения. Как приобщить ребенка к уходу за домашними цветами, воспитать любовь и бережное отношения к Цветоводство. Уход за комнатными растениями: посадка, полив, подкормка, цветы, кактусы. Купите актару, разведите по инструкции, полейте и...
Уход за комнатными растениями: посадка, полив, подкормка, цветы, кактусы. Комнатные растения - очистители воздуха жилищ. В чем же особенность дягилевого меда? Пчелы изготавливают его из нектара цветков медоносного растения лекарственного дягиля.
Аллергия на растения. Помогите, знающие! Старшему ребенку ставят ринит с подозрением на аллергическую форму! А в доме еще грудничок, которая тоже начинает хлюпать носом!!! Врач уже сказала категорически убрать юкку и драцену (которые, кстати, стоят в другом конце...
комнатные растения. Образ жизни. Беременность и роды. комнатные растения. У нас дома целый ботанический сад, в т.ч. есть дифенбахии, которые считаются ядовитыми. Не будут ли они вредны ребятенку?
У нас нет цветов, никогда не было, поэтому, думаю, что и не надо, раз есть ребенок, дающий реакцию на растения. У нас в школе директор запретила в классах все комнатные растения, когда у одного мальчика случился приступ удушья на... герань.
стихи о растениях.... -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. стихи о растениях... Ищу...найти не могу...Не поможете? Дочке для КВНа по биологии требуется...
Комнатные растения - очистители воздуха жилищ. Ацетон, этилацетат. Лак для ногтей, жидкости для растворения лаков. Ребенок и комнатные растения. Готовить бордосскую жидкость следует непосредственно перед опрыскиванием.
Медлительный ребенок. Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут Есть дети, которые громко и с выражением рассказывают стихи, а есть - тихо и невнятно Опасные для детей домашние растения. Многие из нас любят выращивать комнатные растения на...
Аллергия "на комнатные цветы " не из-за того, что они пыль собирают, а из-за того, что земля в горшках "клубится", как бы старательно мы ни Да и нет у нас аллергии на растения - дети и муж четко по сезонам проявляют признаки аллергии, а зимой - все спокойно и при большом...
Лягушонок. Вот уже который год ищу стишок.И тут осенила меня мысль подключить и вас к поискам. Люди добрые, кто подскажет слова или ссылку или хотябы автора. В мультжурнале "Карусель" по этому стишку снят мультик. Слова в песне такие: "...лягушонок так хорош! лучше...
Номинация «Поэтические страницы»
Его в народе называют кленом,
И радует он видом всех зеленым.
Растет он дома на окне
Или в каком-то уголке.
Еще он любит полутень
В летний, жаркий день.
Очень любит он уход
И, как колокольчики, цветет.
Ох и долго я живу -
Туполистной я слыву,
Очень, очень мне вредны
Прямые солнышка лучи.
Иногда и я цвету,
И невзрачные цветки
На початках ты ищи.
Пусть он похож на хвост,
Но желанный в доме гость,
На окне растёт.
Зеленеет круглый год!
Его воздушные корешки
Для посадки хороши,
А если плетни разрослись,
Возьми горшок и потрудись.
И пусть невзрачны так цветки,
Но представляет он собой,
Растет растенье особой красоты.
Я очень солнышко люблю.
На южной стороне расту.
С поддона только поливайте,
Про отдых мой не забывайте.
И красная воронка
Закивает звонко.
Узамбарской называюсь
И капризной я считаюсь.
Освещение, друзья,
Очень важно для меня.
Так же правильно поливай,
Притенять не забывай.
Я хотя зовусь и «Рексом»,
Но ни капельки не злой.
Расту в горшке я на окошке,
Моих собратьев полон дом.
Как у милого дитяти,
У него несколько имен:
«Ванька-мокрый» и
«Прилежная Лиззи» -
Так уж немцы нарекли,
«Огонек» и «Недотрога».
Уход любит очень строгий:
Чаще летом поливай
И рыхлить не забывай.
Если я цвету -
Значит я умру,
Чаще нужно поливать
И, конечно, удобрять.
Чем больше света и тепла,
Тем краснее я, друзья.
А если света не хватает,
Зеленеть я начинаю.
Говорят, что в декабре
Все деревья в серебре.
Я же в комнате зимой
Расцветаю, как весной.
И жду всегда я декабря,
Чтобы радовать себя.
И любуются все мной,
Восхищаясь красотой.
Эй, дружок, меня не трожь,
Я колючий словно ёж,
Как с иголками подушка,
Как опасная зверюшка…
Очень больно я кусаюсь
(Кактусом) я называюсь.
***
Что за чудо здесь такое?
В комнате расцвёл (Алоэ),
Хоть и скромен этот цвет,
Он цветет лишь раз в сто лет.
***
Вам скажу, ребята, сразу
Я похож на дикобраза;
Очень острые иголки…
В Африке я вместо ёлки (Кактус).
Знают люди разных стран
Про цветущую (герань),
Но собрат в горшке растущий,
Может быть и не цветущим.
***
Может он и неказист,
В январе цветущий,
Очень скромный (декабрист)
На окне растущий.
Листьев длинный завиток…
Лишь мороз ударит
Распускается цветок
Розовый фонарик.*
(Цветок декабриста похож на китайские фонарики)
***
Знайте, дети, буква «ка»
Есть в названии цветка;
А ещё в нём имя скрыто,
То, что стало знаменитым
Если вместе соберёте,
Имя вы его найдёте.
(Отгадка: Калла)
***
В жаркий день,
Однажды летом
У пруда, близ тростников
Собирала Виолетта
На лугу букет цветов.
Лепестки как самоцветы
Пруд подобен серебру;
Кто же знал что Виолетта
Повстречает там «сестру».
Очень торопилось лето
Солнце грело в вышине
Ну, а «сестры» Виолетты
Расцветали на окне.
Будет здесь нужна смекалка,
Ведь «сестру» зовут (фиалка)
***
Не играет чью-то роль,
Не сидит на троне
Вот он маленький король
В розовой короне.*
(Отгадка: Цикламен)
(Цветы цикламена похожи на маленькие розовые короны)
***
Я кустарник всем известный
И скажу, конечно, честно
Я в доме создаю уют,
И часто в суп меня кладут
(Отгадка: Лавр, лавровый лист)
***
Есть зелёный мира символ
Он и сильный и красивый
И венок его все знают, -
Победитель получает
(Отгадка: Лавр)
Долголетия эмблема,
Что зовется (хризантема),
Дома, в вазочке стоят,
А в Японии – салат.*
(Лепестки хризантемы в Японии употребляются в пищу.)
***
На окне моём стоит
Раскрасавец (гиацинт),
Длинный узкий лист зелёный
У любимца Аполлона.*
Я известный в мире цитрус,
Побеждаю злобный вирус,
И в тени и на свету
Дома в кадке я расту.
(Отгадка: Комнатный лимон)
***
Хоть цветок на вид и странный,
Хорошо он лечит раны,
Только тот, кто знает травы,
Угадает здесь (агаву).
***
Появился здесь не вдруг
Этот королевский фрукт
Очень сладкий, краснокожий
Он расти и дома может.
(Отгадка: Гранат)
Другие загадки:Мягкое, а не пух. Пушистое, а не вата. Белое, а не снег. На небе, а не солнце. Ответ: Облака
Анна Летягина
Загадки комнатных растений
Современная жизнь требует внедрение новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно это актуально для подрастающего поколения .
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогике, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности, проявляющие творческую активность, умеющие самостоятельно построить межличностные отношения в рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях и дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проект ориентирован на развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира и повышения экологической культуры. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но для нашей группы в настоящий момент она актуальна и значима.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия заложить основу экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Предметом деятельности является процесс по изучению жизни комнатных растений и их связи с экосистемой.
Традиционно осенью и весной мы пересаживаем комнатные растения , дети принимают активное участие в процессе. В ходе работы они спрашивают, почему у одного растения листья красные , у другого светло – зелёные, как называется цветок, рассказывают, что дома тоже есть такое растение , что растениям нужен свет , тепло, вода, земля, растения очищают воздух . Дети хотят знать, как правильно посадить растение , как за ним ухаживать, больше узнать о своём любимом растении , как они размножаются. Так возникла идея исследования.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствуют экологической грамотности, безопасному поведению и для природы, и для собственного здоровья. Практическая деятельность по созданию земного уголка группы позволит детям и родителям под руководством педагога изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.
Настоящий проект нужен для того, чтобы обратить внимание на такую проблему как развитие потребности и у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности детского населения.
Стратегическая цель проекта : создание благоприятных условий для достижения бережного отношения к природе.
Тактические цели :
Создать условия для формирования творческого воображения
Сформировать элементные представления о комнатных растениях . Отразить знания в различных видах деятельности.
Способствовать формированию у дошкольников желаний и способностей к самостоятельному поиску, сбору информаций, развивать чувство ответственности за порученное дело.
Задачи :
1. Способствовать развитию и воспитанию экологической культуры у детей.
2. Расширять знания детей о комнатных растениях , сформировать представление о
значимости их для человека.
3. Воспитать любовь к природе родного края.
4. Развивать исследовательскую деятельность дошкольников.
Ожидаемые результаты :
1. Развиты исследовательские качества у детей.
2. Воспитана любовь к природе родного края.
3. Сформированы знания у детей о значимости комнатных растений для человека .
4. Сформированы правильные, осознанные отношения к природе.
Продукт :
1. Развита исследовательская деятельность у детей. Создан проект «Загадки комнатных растений .»
2. Повышен уровень экологической культуры у детей и родителей.
3. Развит познавательный интерес к объектам природы ближайшего окружения.
4. Ведется сотрудничество родителей с детским садом.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на то, что любовь к природе, сознательно, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должно воспитываться с раннего детства в семье и дошкольном учреждении. Природа - не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будет в нем лучшие чувства. Помочь детям открыть для себя мир комнатных растений , научить любить, понимать и беречь их – вот основные направления, которые мы определили в экологическом проекте.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы её построение :
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста , в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста ;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает : признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личности потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребёнка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступеней дошкольного образования. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определённым объектом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Пути решения проекта :
Разработать систему реализаций идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
Оценить риски реализации проекта.
План мероприятий.
1 этап. Подготовительно – ориентировочный.
1. Поставить перед детьми цели и задачи, определить объект и методы исследования, выбор оборудования и материалов. Ответственный : воспитатель.
2. Беседа с родителями об экологическом проекте «Загадки комнатных растений » , привлечение их к проекту : изготовление альбома «Комнатные растения » , папки – передвижки. Ответственный : воспитатель, родители.
3. Сформулировать проблемные вопросы вместе с детьми :
Комнатные растения живые ? Почему?
Что общего у комнатных растений ?
Чем отличаются комнатные растения друг от друга ?
У растения может быть настроение?
В чем оно выражается? От чего зависит?
Для чего нужны комнатные растения ?
Что хотели бы узнать дети о комнатных растениях ?
2 этап. Практический.
1. Просмотр энциклопедий, интернета. Ответственный : родители.
2. Рассматривание внешних признаков комнатных растений под лупой .
Ответственный : воспитатель.
3. Заучивание стихов, загадок о комнатных растениях . Ответственный : воспитатель,
родители.
4. Оформление паспорта комнатных растений . Ответственный : Воспитатель.
5. Фотовыставка «Помощники интерьера» с участием родителей. Ответственный :
воспитатель, родители.
3 этап. Обобщающе – результативный.
1. Итоговое мероприятие. Ответственный : воспитатель.
2. Организация конкурса рисунков «Моё любимое комнатное растение » .
Ответственный : воспитатель.
3. Презентация сборника «Загадки комнатных растений » . Ответственный :
воспитатель.
Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно – правовые ресурсы :
Закон РФ «Об образовании» ;
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования» от 5.07.2001 г. ;
Устав ДОУ;
СанПиНы 2.4.1.2660 – 10;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольного и начальное звено) ;
Закон РФ «Об образовании в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 г. № 309 – ФЗ;
Приказ Министерства Образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Риски :
1. Низкая познавательная активность детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта.
Предупреждение рисков :
1. Для повышения познавательного детей и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Загадки комнатных растений » .
2. Привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
3. Распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта.
Выводы :
В ходе проведенного проекта дети заинтересовались комнатными растениями . Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. На основе исследования пришли к выводу : необходимо сохранять и бережно относиться к природе. Данный проект сформирован коллективом : педагогов, родителей, заинтересованные в положительном результате, и дети, увлеченные экологической темой. Масштабы проекта не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения уголка в группе перейти к озеленению участка.