Главная » Аудио » Почему люди верят в суеверия. Почему люди верят в приметы, если они постоянно опровергаются опытом? Мнение московской патриархии

Почему люди верят в суеверия. Почему люди верят в приметы, если они постоянно опровергаются опытом? Мнение московской патриархии

И суеверия. Огромное количество людей трижды сплевывает через левое плечо, чтобы не случилась неприятность. Вернувшись за забытой вещью домой, многие обязательно смотрятся в зеркало, переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку и т.д. Они выполняют эти ритуалы автоматически, не задумываясь об их настоящем смысле. С точки зрения психологии, суеверия подразумевают сознательное отрицание причинно-следственной связи между поступком и результатом. Человеку легче выполнить определенный ритуал, чем взять ответственность за происходящие события на себя. При этом он может преследовать одну из следующих целей:

1. Защита от неприятностей . Неприятности случаются у каждого, но реакция на них разная: можно проанализировать произошедшее и найти причину, но проще списать на «дурной» глаз соседки или черную кошку. Если, например, критически рассмотреть ситуацию, когда вернувшись за чем-то домой надо посмотреться в зеркало, то можно понять, что вы устали или не выспались и именно поэтому не взяли то, что нужно. Однако исполнение ритуала с зеркалом успокаивает, возвращает ощущение контроля над происходящим и не требует никакого анализа.

2. Обретение удачи. Приметы, призывающие успех, позволяют переложить ответственность за происходящее с себя на судьбу. Пятак под пяткой или немытая голова перед экзаменом гораздо проще, чем регулярные занятия. А счастливый костюм перед ответственной презентацией кажется важнее, чем серьезная подготовка.

3. Желание заглянуть в будущее . Человек склонен искать подсказки, которые могут указать на возможное развитие событий: как сложатся новые отношения, что будет с деньгами или со здоровьем, что ожидает в путешествии. Гадания и приметы здесь выполняют психотерапевтическую функцию : придают уверенность в завтрашнем дне, успокаивают в горе, лечат боль неразделенной любви. А на самом деле, спасают от страха перед неизвестным будущим.

4. Чувство безопасности . Выполнение суеверных обрядов в данном случае помогает человеку избежать наказания от темных сил: например, не передавая ничего через порог, он не тревожит спящих под ним злых духов. Или страх «сглазить» удачу: многие считают опасным говорить заранее о каком-нибудь счастливом ожидании или событии в жизни. Предполагается, что за свою уверенность человек будет наказан провалом дела или другой неприятностью.

5. Способ справиться с тревогой. Некоторые люди постоянно повторяют определенные действия: не наступают на люки на дороге, считают количество полосок на обоях, расставляют предметы в определенном порядке, моют руки определенное число раз. Эти ритуалы напрямую не связаны с приметами и суевериями. Этими действиями человек пытается снизить необъяснимую тревогу: он считает, что если все будет сделано определенным образом и нужное количество раз - ничего плохого не произойдет.

Почти все мы помним, что «Ласточки низко летают – к дождю». Хотя жителям мегаполиса сельскохозяйственные приметы о погоде и урожае вроде бы ни к чему. Есть и другие суеверия и ритуалы, которые мы знаем и которые сами порой исполняем. Почему?

1. Черная кошка дорогу перешла – удачи на пути не будет. Лучше переждать, пока другой пройдет вперед или перейти «кошачью границу» спиной вперед.

Веря в то, во что верили наши бабушки, делая так же, как делают наши друзья, мы чувствуем свою принадлежность к чему-то большему: семье, обществу, культуре. То есть мы таким образом удовлетворяем свою аффилиативную потребность.

2.«Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить» – нужно трижды плюнуть через левое плечо и постучать по дереву, если сказал что-нибудь хорошее.

Мы вносим в свою повседневность элемент тайны, чтобы уравновесить нашу слишком расписанную и рациональную жизнь.

3.Хлеб не кладите спинкой вниз, брюшком вверх – это к бедности.

Мы получаем своего рода «прививку страха». Многие приметы говорят о чем-то пугающем, но одновременно предлагают и противодействие (скажем, рассыпанную соль, чтоб избежать ссоры, надо кинуть щепотью через левое плечо). Так мы переживаем краткий испуг, привыкая к тому, что такое чувство в нашей жизни возможно, и одновременно приобретая важный навык – искать выход из неприятных ситуаций.

4.Соль рассыпали на столе – к ссоре.

Мы снижаем свою тревожность (если она нам свойственна), создавая для себя иллюзию, что мы предвидим возможные опасности и держим ситуацию под контролем.

5.Зеркало разбилось – к болезни или смерти.

Мы «придаем значение» – приписывая причинно-следственную связь – событиям, которые в реальности не связаны. В этом, на первый взгляд, нет никакой пользы, однако стремление осмыслять мир – одна из важнейших человеческих особенностей, которые отличают нас от других существ. И нам приятно лишний раз почувствовать себя «мыслителями», обнаруживающими в мире тайные связи.

6.Если два человека произнесли одно и то же слово одновременно, то надо тут же, не сказав следующего слова, схватиться за черное и про себя загадать желание – оно непременно сбудется. Но если кто-то успел хоть что-то сказать, то загадывать желание поздно.

Мы подпитываем чувство собственной значимости (удовлетворяем свой эгоцентризм), переплетая свою судьбу с происшествиями, которые изначально к нам не имели отношения, и считая, что некие силы принимают нас во внимание и влияют на нас. Заодно мы перекладываем на мир часть ответственности за то, что с нами происходит («Я тут ни при чем, виноват черный кот»).

7.Кто оказался случайно между тезками, может загадать желание, и оно наверняка исполнится. Если же кто нарочно так пристроился для загадывания, то ему может повезти, а может и нет.

Мы увеличиваем количество своих счастливых возможностей. И пусть даже мы это делаем в собственном воображении, но наше настроение от этого улучшается вполне реально. В этом убеждался каждый, кто обнаруживал себя сидящим между двумя Колями или Галями или получал счастливый кусок от общего пирога с запеченной в него монеткой.


С древних времен существуют в обществе приметы и суеверия. Огромное количество людей трижды сплевывает через левое плечо, чтобы не случилась неприятность. Вернувшись за забытой вещью домой, многие обязательно смотрятся в зеркало, переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку и т.д. Они выполняют эти ритуалы автоматически, не задумываясь об их настоящем смысле. С точки зрения психологии, суеверия подразумевают сознательное отрицание причинно-следственной связи между поступком и результатом. Человеку легче выполнить определенный ритуал, чем взять ответственность за происходящие события на себя.

При этом он может преследовать одну из следующих целей:
1. Защита от неприятностей. Неприятности случаются у каждого, но реакция на них разная: можно проанализировать произошедшее и найти причину, но проще списать на «дурной» глаз соседки или черную кошку. Если, например, критически рассмотреть ситуацию, когда вернувшись за чем-то домой надо посмотреться в зеркало, то можно понять, что вы устали или не выспались и именно поэтому не взяли то, что нужно. Однако исполнение ритуала с зеркалом успокаивает, возвращает ощущение контроля над происходящим и не требует никакого анализа.
2. Обретение удачи. Приметы, призывающие успех, позволяют переложить ответственность за происходящее с себя насудьбу. Пятак под пяткой или немытая голова перед экзаменом гораздо проще, чем регулярные занятия. А счастливый костюм перед ответственной презентацией кажется важнее, чем серьезная подготовка. А если вдруг неудача – проблема не в вас, ритуал не сработал.
3. Желание заглянуть в будущее. Человек склонен искать подсказки, которые могут указать на возможное развитие событий: как сложатся новые отношения, что будет с деньгами или со здоровьем, что ожидает в путешествии. Гадания и приметы здесь выполняют психотерапевтическую функцию: придают уверенность в завтрашнем дне, успокаивают в горе, лечат боль неразделенной любви. А на самом деле, спасают от страха перед неизвестным будущим.
4. Чувство безопасности. Выполнение суеверных обрядов в данном случае помогает человеку избежать наказания от темных сил: например, не передавая ничего через порог, он не тревожит спящих под ним злых духов. Или страх «сглазить» удачу: многие считают опасным говорить заранее о каком-нибудь счастливом ожидании или событии в жизни. Предполагается, что за свою уверенность человек будет наказан провалом дела или другой неприятностью.
5. Способ справиться с тревогой. Некоторые люди постоянно повторяют определенные действия: не наступают на люки на дороге, считают количество полосок на обоях, расставляют предметы в определенном порядке, моют руки определенное число раз. Эти ритуалы напрямую не связаны с приметами и суевериями. Этими действиями человек пытается снизить необъяснимую тревогу: он считает, что если все будет сделано определенным образом и нужное количество раз – ничего плохого не произойдет. Если подобные попытки сохранить контроль над ситуацией занимают много времени и мешают жить – стоит задуматься о визите к специалисту.

Марина Басманова

Подробнее на Рамблер.Гороскопах http://horoscopes.rambler.ru/article/psychology/4443779.html

Ника Кравчук

О черном коте, или Почему нельзя верить в суеверия?

Соль рассыпать нельзя, передавать через порог категорически запрещено, свистеть в помещении нельзя — суеверия заняли важное место в жизни человека. Но как к этому относится Православная Церковь? Почему столько внимания уделяет критике этих явлений?

Есть множество просто замечательных своей тупостью суеверий . Среди них особо нравятся следующие:

  1. не садись на край угла, а то замуж не выйдешь;
  2. если черный кот перебежит дорогу, то не повезет;
  3. сколько раз кукушка скажет «ку-ку», столько и проживешь;
  4. отправь это письмо 10-ти друзьям, и к тебе непременно придет счастье. А если нет — случится беда;
  5. как Новый год встретишь, так его и проведешь.

Все это кажется абсурдно смешным, но только до тех пор, пока не встретишь человека, который во все это верит.

Почти на каждом дне рождения обязательно найдется девушка, которая будет просить посадить ее только не на углу. Понимаете, именно этот зловещий угол, а не, например, противнейший характер, гордость или лень помешают ей обрести семейное счастье.

Есть и те, кто шарахается от черного кота и бежит в другую сторону, словно животное виновато в том, что оно от рождения такого цвета.

А вся наша жизнь, оказывается, в голосе кукушки: сколько она захочет, столько человеку и определит. Зачем верить в Бога, менять свою жизнь, когда все зависит от пернатого созданья, а не от Творца? Понятно, что истинная вера и суеверия предлагают совершенно разные взгляды на события и вещи.

Кто же не хочет счастья? Оказывается, чтобы его привлечь, надо просто заспамить всех друзей по почте или закинуть в соцсети текст, который обязательно нужно передать другим. Если исполнишь — будет тебе счастье, пятерки на сессии, везенье в личной жизни или еще что-то. Если нет — удача обидится на тебя и больше не придет.

Для студентов успешная сдача экзамена зависит не от того, добросовестно ли он учился, а от положенных под подушку книг или размахиваний зачеткой в окно под крики: «Шара, приди!». «Уже иду!» — разве что бес может отозваться на призыв.

Чтобы хорошо провести год, оказывается, и вовсе не надо трудиться. Стоит только хорошо его встретить. Если хочешь 365 дней гулять — гуляй, хочешь петь — пой, рисовать — рисуй.

А потом, если ты скажешь человеку, что все это суеверия, события в нашей жизни не зависят от черных котов, рассыпавшейся соли или подковы над входной дверью, то в ответ получишь: «Но ведь это действительно правда!».

Христианская вера и суеверия несовместимы

Человек так устроен, что ему надо во что-то верить. Если он не приходит к Богу, не познает смысл Евангелия, то ограничивается предрассудками. Истинное христианство требует от человека постоянных волевых усилий, мыслительной деятельности и подкрепления своей веры конкретными хорошими поступками, сознательным участием в жизни Церкви.

Суеверия же помогают удовлетворить человеческую потребность верить. Они не требуют никаких изменений, верь и все. Хоть и полнейший бред, но все равно верь. Плюй через левое плечо, постукивай по дереву — и ты уже защищен. Не надо годами ждать эффекта. Что тогда получается? Если ты доверяешь жизнь не Богу, а суевериям, то фактически даешь зеленую карту для бесовского воздействия.

Ведь это именно лукавые духи внушают нам разные мысли. Если ты один раз ведешься на черного кота, то во второй раз бесы сделают все, чтобы вновь с ним столкнуть. А когда и в самом деле случится что-то совсем нехорошее, то вам пошлют конкретную мысль: во всем виноват черный кот.

Поэтому человеку просто нет смысла надеяться на Волю Божью, пытаться что-то поменять в собственной жизни. Его жизнь теперь зависит от количества «ку-ку», а семейное благополучие — от замочка на Мосту влюбленных.

Человек, сам того не осознавая, становится, например, идолопоклонником (свято верить в то, что подкова будет охранять его дом и приносить удачу).

Вот и получается, что мы полагаемся не на Бога, а на события или вещи, привязываемся к внешним действиям и явлениям. Конечно же, это выгодно лукавому. Наконец-то он нашел действенный метод нас контролировать.

Новым уровнем суеверности могут быть заговоры, гороскопы, нумерология. Чтобы человек не раскусил хитрость бесов, ему предлагают какие-то объяснения, привязанность к далекому, тайному, сокрытому от глаз непосвященных. Это уже переход от безобидных суеверий к магии и оккультизму. Они помогают делать человека еще более слабым, уязвимым, зависимым не от собственной воли, а от действий других.

Но не менее опасно проникновение суеверий в жизнь православных. Люди начинают искать подтексты в том, что трещат свечи или тухнут во время венчания, бояться брать благословение «через порог». Получается, что вместо молитвы и таинств они зацикливаются на внешних проявлениях. Это закладывает в людях псевдоверу.

***

Поэтому суеверия — это инструмент в руках слабых людей. Они не хотят мириться с тем, что Бог дал им возможность самостоятельно выбирать и отвечать за все мысли, слова, поступки. Лучше просто сбросить с себя ответственность и свалить ее на кукушку, черного кота, опоздавшую «шару».

Если же человек верит в Бога и полностью доверяет Ему, то просто нет смысла привязываться к каким-то знакам, определенным числам, дням недели, думать, что что-то хорошо, а что-то плохо. Все, созданное Богом, уже априори есть хорошо. Испортить все могут только наши грехи, к которым относятся предрассудки, вера в дни, числа, гороскопы.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Для подростков и молодежи – это способ самовыразиться, для разгневанных – выпустить пар, для нервных – расслабиться. В испорченном мире находится много способов оправдать грех сквернословия. Разве это плохо – выплеснуть негатив с помощью мата?

Успеть загадать желание на падающую звезду, зажмуриться под бой курантов с бенгальским огнем в руке и прошептать про себя о самом сокровенном... Ах, да! И не забыть ­постучать по дереву, чтобы все это не сглазить. Дарья Мазуркина выяснила, почему мы по-прежнему верим в чудеса.

ФОТО Victor Aguiar Magalhães

Представьте: редакция журнала за день до сдачи. Гул нервных разговоров, череда звонков, дизайнеры подкалывают на доску макеты. В углу за столом сидит тридцатилетняя женщина. Она подносит к уху, пардон, фаллоимитатор и шепчет: «Алло? Вован?»…

Меня зовут Даша, и я верю в чудеса. Я убеждена: если взять какой-то необычный предмет и «позвонить» по нему некоему Вовану, то можно просить любое желание, и оно исполнится. Кроме этого, я ловлю падающие звезды, сдуваю ресницы, сжигаю записки и выпиваю пепел вместе с шампанским, а если перебираю с последним, гадаю по руке. То, чем я болею, в психологическом словаре значится как «магическое мышление». Нет, это не чтение мыслей или знаков судьбы, а иллюзорное восприятие жизни. Люди с таким диагнозом уверены, что способны управлять реальностью при помощи ритуалов.

Надо сказать, я не одна. Мы такие… все! Или почти все - в той или иной степени. Мы хотим верить в необъяснимое и ищем доказательства тому, что все будет хорошо. И нас этому учат с детства. Возьмем любую сказку: была девушка бедной, но доброй падчерицей, а стала принцессой и получила полцарства. Логично - хороший человек попал в затруднительное положение, а негодяев в конце наказали. Так заведено. В реальности выпадают миллионы иных сценариев, и из этого списка очень хочется выбрать свой.

Но если 19.19 на часах или пойманный краем глаза метеор - кратковременные эпизоды магического мышления, то личная беда - история продолжительная. Не случайно пик популярности астрологии и магии обычно приходится на кризисные годы. Мы начинаем «включать экстрасенса» в те моменты, когда нам становится невыносимо тяжело.

Психолог Ирина Виноградова: «Что сложнее всего переживает человек? Потерю близкого, разорение или крушение надежд? Нет. Неопределенность. Что дают нам гороскопы или гадания? Устраняют неточности. Неважно, положительным или отрицательным будет предсказание, главное - человек получает возможность что-то предпринять в соответствии с «прояснившейся» ситуацией. Появляется почва для принятия решения, совершения действий, которые либо позволят избежать негативных спрогнозированных событий, либо подготовят к появлению в жизни чего-то позитивного. Любому человеку тяжело жить без опоры. Если ее нет внутри, то пусть она будет вовне - в виде определенного перечня событий и указаний, что надо делать, а что - нет».

Магифрения

Для наших предков магическое мышление было вполне естественным явлением: с его помощью они могли объяснить, например, смену времен года или внезапную засуху. Взять тот же Новый год - почти в каждой культуре есть своя версия «праздника света», отмечаемого в декабре. Историки полагают, что древние люди замечали, как зимой укорачиваются дни, и это наводило на них страх. Но после зимнего солнцестояния световые часы вдруг начинали удлиняться. Не найдя этому процессу никакого объяснения, люди просто-напросто решили, что некие злые силы забирают солнце. А в тот момент, когда на улице наконец становилось светлее, устраивали большой праздник. Ханукальные и церковные свечи - одно из напоминаний о тех временах.

Речь идет не о рационализации необъяснимого, а о попытке договориться с собственными чувствами. Зигмунд Фрейд проводил аналогию с детскими играми: ребенок старается обойти все трещинки на асфальте, ведь если случайно наступить на одну - с мамой случится беда. Откуда это? Отец психоанализа полагал, что после ссоры ребенок мог сильно злиться на одного из родителей и даже желать ему зла. Спустя некоторое время сознание как бы отрицает такие мысли, считая их неправильными и плохими. В страхе малыш начинает переживать за маму, боится ее «сглазить», будто его фантазии могут ей и вправду навредить. Вот он и совершает разнообразные ритуалы, чтобы «сбалансировать» ими реальную жизнь. Так и люди, которые стучат по дереву и плюют через левое плечо, - им кажется, что эти маневры обязательно скажутся на действительности.

У типичных ипохондриков, которые вечно боятся чем-то заболеть, в основе этого невроза может лежать злоба на самих себя. Неудивительно, что их отдельные фантазии в итоге материализуются. Дело в том, что у чувств и магии есть нечто общее - ни то ни другое до конца нельзя объяснить. Некоторые переживания просто не вписываются в наши представления о «норме» - они бывают сиюминутными, стихийными, а главное, не поддающимися контролю.

Психолог Ирина Виноградова: «Убежденность в том, что мысли, желания и определенные действия могут вызвать изменения в окружающей реальности, присуща детям до 3–5 лет и примитивным народам. Это явление можно рассматривать как ступень в эволюционном развитии человека. Мир ребенка эгоцентричен. Ребенок - в центре, а мир - вокруг него. На определенном этапе малыш уверен, что все окружающие предметы и процессы так или иначе поддаются его влиянию или как-то с ним связаны. В этом и кроется причина появления магического мышления».

Ура, сработало!

Лично я никогда не встречала человека, с которым хотя бы однажды не случалось нечто мистическое. Одна моя подруга встретила будущего мужа на следующий день после того, как поймала букет невесты. Другая - загадала желанную работу, задувая свечи на торте, и через неделю отправилась на судьбоносное собеседование. Более того, однажды я сама подробно описала на пяти листах А4 мужчину моей мечты, заветный список сожгла и рассеяла над перекрестком. Сов­пало все, включая имя, рост и профессию.

Впрочем, у психологов и этому волшебству есть объяснение. Существует теория, что, мечтая о чем-то, мы отправляем информацию на собственное бессознательное, которое в свою очередь анализирует ситуацию и подводит нас к тому, чтобы фантазии воплотились в реальность. Простой пример: захотелось человеку съесть бургер. Он живо представляет себе тепло мягкой булочки, сок увесистой мясной котлеты... как вдруг поднимает глаза и видит ресторан, где подают бургеры - с пылу с жару. Или девушка мучается вопросом: стоит ли ей сейчас заводить ребенка? И тут же встречает на улице двух будущих мам с внушительными животами. Это называется эффектом выборочного наблюдения. На самом деле мы просто начинаем обращать внимание на то, что постоянно вертится в голове.

А как вам эффект «спасибо, пронесло!»? Одна моя знакомая искала работу в сфере управления персоналом. Но каждый раз, когда подворачивалась подходящая должность, по каким-то странным причинам опаздывала на интервью. То машина в пробке сломалась, то нужный документ дома забыла, то заболела. Совпадение? Я так не думаю. Скорее нежелание идти на нелюбимую работу. Стоило девушке окончить курсы стилистов и получить первые деловые приглашения по новой специальности - машина не ломалась ни разу, а нужные бумаги всегда оказывались под рукой. Просто она искренне заботилась о том, чтобы обладать тем, чего действительно хочется.

Психолог Ирина Виноградова: «Есть такие понятия, как суггестия (внушение. - Прим. ELLE) и эффект плацебо. Суггестия как метод используется целенаправленно в лечебных целях. И выздоровление происходит! В организме запускаются процессы, которые к нему приводят. Как и в случае с плацебо: изменения в теле после получения пустышки реальны, но они происходят только благодаря уверенности пациента в том, что он получил настоящее лекарство. В организме человека нет ни одного органа, который функционировал бы изолированно от нервной системы. Все большее количество заболеваний признается психосоматическими. В деятельности немалого количества магов и экстрасенсов основным рабочим инструментом является суггестия, механизм убеждения. Не стоит сбрасывать со счетов и особенности людей, идущих к оккультистам - почти все эти люди изначально хорошо внушаемы. О механизмах, работающих при диагностике (заболеваний, жизненных ситуаций и событий) и лечении, у магов знаний немногим больше, чем у человека с улицы. Если проанализировать их профессиональный язык, то он скорее описательный, условно-объяснительный. Но, в конце концов, первобытному человеку для разжигания огня не требовалось знания физики или химии, достаточно было эвристических наблюдений».

ФОТО Danielle Campbell

Потомственный маг

Магическое мышление - неотъемлемая часть нашей культуры. Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству практикующих оккультистов. Конкуренцию составляют лишь страны Латинской Америки. И дело не только в сказках, но и в приметах: «присядь на дорожку», «сплюнь», «постучи»… Мы с детства наблюдаем за поведением родителей и ориентируемся на него, принимая собственные решения. Впрочем, для каждого необъяснимого явления в психологии найдется вполне реальный аргумент. Отпрыгнула в сторону за миг до того, как из окна выпал горшок с цветами? Прислушалась к внутреннему голосу и не пошла на свидание с мужчиной, который оказался негодяем? Дело в бессознательной дедукции, которую проводит наш мозг. Мы часто недооцениваем свою способность молниеносно и очень точно анализировать ситуацию. Сопоставляя реальные факты (скажем, подозрительный шум из открытого окна), за долю секунды мы формируем правильное решение. Это досталось нам от предков - они могли узнать о приближающемся стихийном бедствии по вибрации земли. Но не потому, что обладали волшебными силами, а потому, что умели анализировать поведение зверей и особенности растений.

Психолог Ирина Виноградова: «За каждой приметой стоит вполне реальный опыт предшествующих поколений, накопленные знания людей о природе вещей. Это неотъемлемая часть картины мира глазами представителей разных культур. Сначала примета возникает как следствие наблюдения и осмысления происходящего, а уже затем становится предсказанием. Иными словами, вносит некую определенность в неизвестное будущее. Хорошие приметы позволяют человеку почувствовать себя увереннее, помогают успокоиться, рождают чувство радостного предвосхищения. Плохие вызывают тревогу, предупреждают о каком-то негативном событии, но без конкретики, которая позволила бы человеку взять ситуацию под контроль».

А оно мне надо?

Должна признаться: та женщина, которая «звонила» по фаллоимитатору, - я. В свое время этот волшебный «телефон» прислала в качестве подарка редакции компания - производитель секс-игрушек. Мой звонок Вовану - один из симоронских ритуалов. Это довольно популярный метод аутотренинга, созданный двумя психологами, Петрой и Петром Бурланами, в конце 1980-х. Считается, что ироничные игровые практики помогают человеку использовать самовнушение самым простым способом.

Зачем я это делаю? Для меня магическое мышление - ­очередная попытка достичь некой цели. Перепробовала все реальные методы (силу воли, новые знания, работу не покладая рук), но ничего не вышло? Можно и поколдовать. Этакая мистика на авось. Я использую ее при условии, что мне весело и интересно. Сработает - прекрасно, не сработает - ничего страшного, от Вована я сверх нормы не требую. В конце концов, чудеса - это не перечень счастливых совпадений, а естественное течение жизни, которое каждый волен трактовать по-своему. А те, с кем они действительно регулярно случаются, могут их и вовсе не замечать.

Психолог Ирина Виноградова: «Кому-то от головной боли лучше помогает аспирин, кому-то - спазмалгон. Так и с самовнушением. Оно может поменять субъективную реальность как в лучшую, так и в худшую сторону - зависит от конкретного человека. Можно пойти путем, описанным в анекдоте: встречаются два приятеля, один из них выглядит подавленным. Второй спрашивает: «Ты чего такой грустный?» - «Да вот, энурезом страдаю, ничего не помогает». - «Сходи к психоаналитику». Встречаются через год. Тот, который страдал, бодр и весел. Приятель его спрашивает: «Ну как? Помогло?» - «Нет, от энуреза не вылечился, зато теперь я им горжусь!» Это к вопросу о субъективной реальности. Что до объективной: если благодаря самовнушению человек пребывает в прекрасном расположении духа, то и окружающие начинают к нему относиться доброжелательнее. Иначе себя вести - вот оно изменение реальности!»

Красную или синюю?

Современная наука позволяет если не доказать, то хотя бы объяснить что угодно. Можно назвать любовь действием окситоцина или обсессивно-компульсивным расстройством, а исполнение заветных желаний - самовнушением. По­пытаться рационализировать чудеса - все равно, что смотреть эпическую сагу с мужчиной. Ты сопереживаешь героям и восхищаешься талантом режиссера, а он начинает объяснять, с помощью какого графического редактора воссоздали ландшафт и сколько дублей потребовалось, чтобы разрушить небоскреб из папье-маше. Да, всем известно, что за кулисами театральной сцены можно обнаружить пластиковые стаканчики с дешевым коньяком и парочку не очень трезвых осветителей на ободранном диване. И что на самом деле драконы в «Игре престолов» сделаны из зеленого пенопласта, а сердце, которое поедала Дейнерис в знаменитой сцене, - из мармелада. Но что это меняет?

Можно бесконечно долго раскладывать по полочкам, препарировать каждый миг чудес, которые с нами случаются. Или, напротив, уходить в магию с головой, ежедневно советоваться с личным астрологом и открывать нижнюю чакру, отказываясь от тоскливой реальности. Или, небрежно смахивая с собственных крыльев пыльцу, «насиловать» чудеса и требовать их немедленного и досконально точного исполнения. Или биться в истерике при виде рассыпанной соли и объяснять провал отношений сглазом или порчей от соперницы.

Но в конце декабря неизменно наступает волшебное состояние, когда ты просто идешь по улице и слышишь, как под твоими ногами хрустит снег, разглядываешь разно­цветные гирлянды и ощущаешь едва уловимый аромат расплавленного воска. В этот момент, конечно, можно пощупать руками декорации и убедиться, что вся новогодняя мишура - маркетинг и бутафория. Но зачем так поступать, если нас ненадолго окружает приятный флер колдовства?

Любое чудо требует всего лишь одного условия - не магического ритуала и не концентрации мыслей, а веры. А еще - капли вдохновения и умения абстрагироваться от скепсиса и цинизма окружающей действительности. Не думаю, что большинство из вас были очень счастливы в тот момент, когда узнали, что Дед Мороз - всего лишь переодетый папа. Да, пусть у него ватная борода, а желанный подарок - просто удачное совпадение и стечение обстоятельств. Но разве прямо сейчас это имеет какое-либо значение?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта