Главная » Воспитание детей » Психологические особенности памяти. Индивидуальные особенности памяти. Индивидуальные особенности в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов Память индивидуальные особенности виды памяти

Психологические особенности памяти. Индивидуальные особенности памяти. Индивидуальные особенности в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов Память индивидуальные особенности виды памяти

Индивидуальные особенности в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению .

Скорость запоминания определяют числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохранении заданного материала и в скорости его забывания. Наконец, готовность памяти выражается в том, насколько ясно и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и т.д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ.

7.1. Понятие и роль мышления в познании.

Мышление – сложный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности, отражением существенных связей и отношений между предметами и явлениями.

Чувственная картина мира, которую дают нам ощущения и восприятия необходима, но не достаточна для его глубокого, всестороннего познания. В образах и представлениях недостаточно расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, их причин и следствий. Расчленить взаимозависимости, отношения между предметами призвано мышление.



В восприятии перемешаны связи существенные и несущественные.

Мышление дает нам информацию, которую невозможно постичь непосредственно (например, нейтрины – элементарные частицы, которые невозможно увидеть даже в самые современные микроскопы, однако ученые знают о свойствах и существовании их). Благодаря отвлеченному мышлению удалось доказать их существование.

Роль мышления в познании: мышление значительно расширяет границы чувственного познания, мышление проикает в сущность явлений.

7.2. Виды мышления.

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:

1. наглядно-действенное;

2. наглядно-образное;

3. абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – решение задачи осуществляется с помощью реального, физического изменения ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются у животных. У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления. В дошкольном возрасте (до 3-х лет включительно) мышление ребенка в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью узнать, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений их. Здесь решение задачи опирается на образы и представления. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е в возрасте 4-х - 7-ми лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядным образом и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, поэтому они не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – это мышление характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, рассуждений. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление , т.е мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. В работах П. Я. Натадзе, Д.Б. Эльконина и др. детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется - в той или иной степени - система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «критический реализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система геометрических понятий).

Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти привычные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются - в той или иной степени - все виды и формы мыслительной деятельности.

7.3.Мыслительные операции.

Процесс мышления осуществляется с помощью системы мыслительных операций. К их числу относят следующие:

1) анализ – это мысленное выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, свойств; расчленение целого на части;

2) синтез – это объединение выделенных анализом элементов, компонентов. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны;

3) сравнение – это выделение общего и различного в предметах и явлениях окружающего мира в результате сопоставления;

4) обобщение – выделение общих признаков и качеств предметов и явлений действительности;

5) абстрагирование – это выделение одних признаков и отвлечение от других. Результатом абстрагирования являются понятия, модели, классификации;

6) классификация – разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям;

7) систематизация – разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

7.4. Понятие и значение воображения.

Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его насала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее.

Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется законам мышления. Если данные трудно поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний. Оно позволяет перепрыгнуть через какие-то этапы мышления и все-таки представить конечный результат.

Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат.

7.5. Виды воображения.

Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем отношении какой-либо из существенных признаков воображения: активная связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.

По признаку активности различают пассивное и активное воображение.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, с помощью которой человек отказывается действовать. Пассивное воображение делится на два вида: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Пассивное воображение может возникать непреднамеренно. Это происходит при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Преднамеренное пассивное воображение – это все факты мечтаний и грез, когда человек сознательно вызывает необходимые ему образы. Оно особенно характерно для детей и подростков.

Образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Если у взрослого человека преобладают грезы, то это является дефектом развития личности, свидетельствует о ее пассивности.

Активное воображение - это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении.

Очень важно для создания правильных представлений о новом объекте описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Мысленное представление нового дополнительного стимулируется тогда, когда ставится практическая задача изобразить это новое в предметном виде - сделать или нарисовать предмет.

Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.

Важным условием качества воссоздаваемого образа является установка.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

План

Введение

1. Общее представление о памяти

1.1 Определение памяти

1.2 Виды памяти

2. Индивидуальные особенности памяти

3. Нарушения памяти

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память лежит в основе способностей человека и является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Вот почему проблема развития и изучения механизмов памяти стоит перед человечеством так остро.

В своей работе я рассмотрю индивидуальные особенности памяти у людей, а так же нарушения памяти при различных заболеваниях.


1. Общее представление о памяти

1.1 Определение памяти

Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

«Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

Более точно и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность. Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей. Память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим. Без возможности к такому сцеплению невозможно развитие: «человек остался бы вечно в положении новорожденного». Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

1.2 Виды памяти

Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

двигательную , связанную сзапоминанием и воспроизведением движений;

образную , сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора , воспринимающего информацию, образную память делят назрительную, слуховую, осязательную и т.д.);

словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

эмоциональную память , ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

Непроизвольная , характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

Произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

Непосредственная . Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

Оперативная . Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

Долговременная . В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически.

Долговременная память подразделяется на:

1. генетическую память - это все то, что накопили наши предшественники.

2. наследственную память - память ближайших родственников.


2. Индивидуальные особенности памяти

Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. Важным свойством памяти человека является, ее готовность, т.е. способность быстро и к месту припомнить нужную информацию.

Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Так, А.С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Композитор Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения.

Советский психолог А.Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и при том в большом объеме. Шершевский мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась одновременно и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, костюм экспериментатора и други мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействуе т рационализация умственной и практической р бот челов ка: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использова ие разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у дру их людей приемы эффективные и т.п. Некото ые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со спе иальными механизмами, защищающими мозг от лиш ней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной инф рмации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механ змы, защищающие мозг от избыточной информации, выключают я, оэтому запоминание происходит быстрее.


3. Нарушения памяти

Существуют не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.

По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная – невозможность запоминания на будущее; ретардированная амнезия – вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Ещё один вид амнезий – прогрессивная – проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери. При это вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут выявлять и нарушения внимания, и нарушения мышления, и колебания умственной работоспособности. Поэтому важно научиться выделять собственно мнестические нарушения, не упуская из виду остальные.

Исследование памяти предполагает исследование следообразования, воспроизведения и ретенции (отсроченного воспроизведения). В патопсихологическом эксперименте исследуется чаще всего непосредственная и опосредованная память.

Непосредственная память – способность воспроизводить события, опыт сразу после действия стимула.

К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится "корсаковский синдром" и прогрессирующая амнезия. "Корсаковский синдром" – это нарушение памяти на текущие события. При этом память на события прошлого остается относительно сохранной. Э. Клапаред, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник указывают на остаточную сохранность следов и выраженные трудности воспроизведения. Больные могут заполнять пробелы памяти вымышленными событиями, деталями (конфабуляция).

При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются и на текущие события, и на события прошлого. При этом отмечаются следующие признаки:

1. наложение событий прошлого на настоящее и наоборот (интерферирующий эффект);

2. дезориентировка во времени и пространстве.

Опосредованное запоминание – запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.

Нарушение опосредованного запоминания у больных разных нозологических групп исследовали Г.В. Биренбаум, С.В. Логинова. Оказалось, что введение опосредования часто не улучшает, а ухудшает у больных возможность точного воспроизведения.

Причина трудности опосредования у больных олигофренией заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между стимульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая, но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти. У стенических олигофренов более выражено расстройство долговременной памяти.

При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным.

У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени – узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности.

У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова, или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия.

У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому испытуемый может "работать" под определенное "органическое" заболевание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой.


Заключение

В данной работе мы выяснили, что память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объёму запоминания. Иногда одному человеку, для того чтобы лучше запомнить материал необходимо его прочесть т.к. при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительную память, а другому легче опираться на слуховую память и акустические образы, третьему же легче запоминать и воспроизводить движение.

Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, его эмоциональном настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает.

Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.


Список использованной литературы

1. Немов Р.С. “Психология” М.: Владос, 1997. – 688 с.

2. Данилова Н.Н. “Психофизиология” М.: Аспект Пресс, 2000. – 373 с.

3. Аткинсон, Вильям “Сила мысли; Память и уход за ней” М., 1996.

4. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М.: «Педагогика», 1980 г.

5. Рубинштейн С.Л. “Основы общей психологии”: В 2 т. – Т. I. – М., 1989.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

В различной скорости запоминания;

В прочности сохранения;

В легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности, и воспитанием. Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов.

С одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т. п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

Скорость и объем запоминания, длительность сохранения, точность - природные свойства памяти , но память как психическое явление - не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания. Профессионализация памяти, овладение мнемотехническими приемами, упражнения в запоминании и сохранении материала, особенности требований к его воспроизведению показывают влияние деятельности на развитие памяти.

Представления

Представление - это образ предмета, основанный на прошлом восприятии. Представление является психическим процессом, тесно связанным с памятью. У разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей представления отличаются по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты и т. д. Исследования показывают, что образы представлений значительно богаче по содержанию наглядных образов восприятий, так как они:

Предполагают интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков, отнесение его к определенной категории;

Являются следами не одного лишь восприятия, а результатом сложной практической деятельности;

Генетическая память – память, в которой информация хранится в генотипе и передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются мутации и связанные с ними изменения генных структур. Это единственный вид памяти, на который мы не можем повлиять через обучение и воспитание.

Процессы и механизмы памяти

Основные виды памяти

Бщая характеристика памяти

Переходим к первому вопросу плана: Память - психический познавательный процесс, который заключается в запечатлении и последовательном воспроизведении следов прошлого опыта. Именно память обеспечивает преемственность психических явлений и объединяет все познавательные процессы. С физиологической точки зрения память является функцией мозга и связана с пластичностью НС. Пластичность выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет за собой след, который изменяет характер дальнейших процессов.

Память является одной из наиболее изученных сфер психической деятельности. Изучению различных аспектов памяти были посвящены работы крупнейших отечественных психологов -Л. С. Выготский", А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия.

Запишем: В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматически, бессознательно.

Существует такой парадокс памяти: не все можно вспомнить, но ничего нельзя забыть. В качестве примера можно привести такой: совершенно неграмотная женщина заболела и в бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего привычку заучивать цитаты античных классиков. Женщина запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни сама не подозревала.

Запишем: Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем. Накопление и сохранение опыта - вот главная и основная задача памяти.

Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения.

Переходим ко второму вопросу плана: Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

Запишем с вами: 1)в зависимости от характера психической активности, преобладающей в памяти. Выделяют следующие виды памяти:

ü Двигательная (моторная) - способность понимать способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, играть на пианино, вязать)

ü Эмоциональная - в этой памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния. Если вас испугало какое-нибудь событие, то неприятное чувство будет возникать при упоминании предметов или явлений, связанных с этим событием.



ü Образная - этот вид памяти обеспечивает возможность сохранять ииспользовать образы восприятия

ü Словесно-логическая (вербальная или семантическая) - этот вид памяти является продуктом культуры, включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила речи Данные 4 вида памяти могут рассматриваться как ступени развития памяти ребенка.

2) В зависимости от целей мнимической деятельности выделяют 2 вида памяти:

ü Непроизвольная память - которая проявляется, если запоминание и

воспроизведение материала осуществляется автоматически, без контроля СЗН

ü Произвольная память - проявляется, когда человек специально ставит цель запомнить и воспроизвести информацию.

3) В зависимости от длительности сохранения материала:

ü Кратковременная память - которая характеризуется очень кратким хранением воспринятой информации, быстрым запоминанием материала и воспроизведением (от нескольких секунд до 1 минуты).

ü Долговременная память - является наиболее важной и сложной системой памяти человека, её емкость практически неограниченна (от 1 минуты до всей жизни); все знания человека, его опыт хранятся в этой памяти.

ü Оперативная память - которая используется в процессе выполнения деятельности, а после её завершения вся информация утрачивается. Например, при покупке продуктов в магазине мы держим в уме общую стоимость покупки до тех пор, пока не расплатимся в кассе; выполнив свою функцию, такая информация забывается.

4) В зависимости от приобретения информации:

ü Генетическая память - в ней хранится видовая информация.

ü Прижизненная память - в ней хранится индивидуальный опыт человека.

5) в зависимости от способа запоминая:

ü Механическая память - такой вид запоминания, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей

ü Смысловая память - такой вид памяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей. Продуктивность смысловой памяти выше механической примерно в 25 раз

Переходим к 3 вопросу.

Каждый из процессов памяти подчиняется особым закономерностям. Всего выделяют 4 основных процесса памяти.

1) Процесс запоминания протекает в Зх основных формах: запечатление, непроизвольное запоминание и заучивание.

Отметим: Запечатление - это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд.

Под непроизвольным запоминанием понимают сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.

Преднамеренное запоминание (заучивание) - специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

2) Сохранение - длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны; осмысленностью запоминаемого, с другой - повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

3) 3абывание - процесс; характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббингауз. Темп забывания зависит от:

ü От объема запоминаемого материла

ü От его содержания и степени его осознанности

ü От степени значимости запоминаемого материла для человека

Основными факторами забывания является время и степень активности использования имеющейся информации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости). Но в психике встречаются парадоксальные явления, связанные со временем: пожилые люди легко помнят о том, что было очень давно, но быстро забывают то, что происходило только что. Это явление называют законом обратного хода памяти.

Забывание осуществляется несколькими способами:

ü Непроизвольное затухание следов

ü Стирание следов последующей информации

ü Вытеснение из памяти ненужной информации

ü Отключение от ненужной информации с помощью волевого усилия

ü Переключение произвольного внимания

Основатель психоанализа 3. Фрейд уделил большое внимание анализу механизма забывания, которое очень часто случается в повседневной жизни. Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. Примерами мотивированного забывания, по Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах. Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

4)Воспроизведения - процесс, заключающийся в том, что в поле СЗН появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах или явлениях. Процесс воспроизведения имеет 3 основные формы: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Узнавание является наиболее простой формой воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии объекта. Узнавание может быть полным или неполным (частичным). При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным. Например, в толпе людей мы узнаем лицо знакомого нам человека. При неполном узнавании существуют трудности соотнесения воспринимаемого предмета с тем, что уже имело место в личном опыте человека. Так; услышав кусочек музыкального произведения, человек может испытывать чувство знакомого, но неспособен назвать музыкальное произведение, из которого взят фрагмент.

Воспроизведение - появление в поле СЗН образа объекта без повторного восприятия объекта. В тех случаях; когда в результате многократных повторений материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногда человеку приходится прилагать усилия для того, чтобы извлечь материал из памяти. Такое воспроизведение называется припоминанием. В некоторых случаях воспроизведение заученного с течением времени не только ухудшается, а улучшается. Такое явление получило название реминисценции. Это связано, прежде всего, с внутренней работой по осмыслению заученного материла, особенно если он представлял интерес для человека.

Переходим к 4 вопросу нашего плана.

У каждого человека существуют индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его деятельности. В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в скорости, точности, качестве запоминания, готовности к воспроизведению.

1) Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала.

2) Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.

3) Прочность запоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного материала.

4) Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить нужную информацию.

Учитывать индивидуальные отличия памяти важно в учебной работе, чтобы максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого человека и всесторонне развивать его память. Говоря о нарушениях памяти, прежде всего, имеют в виду амнезию. Амнезия - полная потеря памяти, на какой- либо отрезок времени. Человек не в состоянии припомнить никаких событий и фактов, происходящих в период, подвергшийся амнезии, при этом амнезия может охватывать отрезок времени от нескольких секунд до нескольких лет. Своеобразный феномен обмана памяти в виде определенных переживаний называется «дежа вю» (с французского уже виденное), когда у человека в незнакомой обстановке возникает впечатление, что он здесь уже был раньше и то, что происходит сейчас с ним, тоже уже было и теперь повторяется.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Виды памяти

Типы памяти

Литература

Введение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними является в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти

По характеру целей деятельности память бывает:

Непроизвольная - память, которая запоминает информацию сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности или в ходе работы над информацией. Такой вид памяти сильно развит в детстве, у взрослых он ослабевает.

Произвольная - память, которая запоминает информацию целенаправленно с помощью специальных приемов.

Эффективность произвольной памяти зависит:

От целей запоминания (насколько прочно и долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется. Если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие, так как память основывается на повторении материала без его осмысливания.

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая). Эффективность этого способа в несколько раз выше и лучше, чем механическое дословное многократное повторение.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память.

г) мнемотехнические приемы запоминания - специальные приемы для облегчения запоминания.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память бывает:

Двигательная - память, которая имеет способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Образная - память, которая имеет возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающуюся большой дифференциацией.

Эмоциональная - память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Вербальная (словесно-логическая или семантическая) - высший вид памяти, присущий только человеку. Эта память, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.д.). Вербальная память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны

По продолжительности закрепления и сохранения информации память бывает:

Кратковременная - запоминание информации происходит на несколько минут. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии повторения. Кратковременная память ограничена по объему, то есть в среднем человек с одного раза может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память.

Долговременная - это память, которая обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

а) Долговременная память с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).

б) Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память - память, которая обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи и действиях.

Типы памяти

память психический индивидуальный

Дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего - двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух -- вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал информацию разными способами: путем прослушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и т. д. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный - при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к “эйдетическому” типу памяти - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, -- то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Индивидуальные особенности памяти

Память у людей различается также:

по быстроте запоминания;

по его прочности и длительности;

по количеству или объему запоминаемого;

по точности;

В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память - это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло.

Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства психики.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы.

Литература:

Л.Д. Столяренко Основы психологии. 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия “Высшее образование”.) - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с.

А.Г. Маклаков М15 Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с: ил. - (Серия “Учебник для вузов”).

С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.: ил. - (Серия “Мастера психологии”).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Память как форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении предшествующего индивидуального опыта. Понимание основ формирования поведения мышления и сознания. Анализ классификации видов памяти.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2013

    Память как форма психического отражения прошлого опыта, ее основные процессы и значение. Характеристика основных видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их взаимосвязь с особенностями личности. Основные принципы запоминания новой информации.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Память - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти. Формирование и развитие памяти. Эффективность запоминания. Долговременная память. Формирование специальных мнемических действий.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2003

    Эмоции и эмоциональные состояния. Позитивные и негативные эмоции. Физиология эмоций. Индивидуальные различия памяти. Виды и формы памяти. Механизмы памяти. Некоторые распространенные нарушения памяти. Принципы в механизме памяти.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2004

    Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

    презентация , добавлен 31.03.2014

    Значение памяти для медицинских работников и ее применение в профессиональной деятельности. Общее представление о памяти. Виды памяти и их процессы - генетическая; зрительная; слуховая. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2008

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта