Главная » Обычаи » Развивающие занятия карточки для детей. Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? Разумный подход к методике

Развивающие занятия карточки для детей. Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? Разумный подход к методике

Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана - самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.

Суть методики Глена Домана

С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.

Для методики специально были разработаны обучающие карточки. Они содержат изображение предмета и надпись-слово, его обозначающее. Представлены в виде наборов, объединенных общей тематикой. Например: «Цветы», «Фрукты» и т.п. Скачать такие карточки Домана вы можете переходя по разделам этой страницы.

При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.

Просто скачать карточки Домана, распечатать их и дать ребенку? Нет, от родителей потребуется серьезная организованность и со временем огромная фантазия, как словить, усадить и показать в конце концов эти карточки ребенку. Проблема заинтересованности обычного, здорового ребенка в процессе - сложность методики. К тому же есть определенные правила. Начинать упражнение необходимо тогда, когда и малыш, и взрослый находятся в хорошем настроении. Обязательно стоит сообщить: «Сейчас я покажу тебе…(птиц, деревья и т. п.». После этого начать показ. Демонстрировать каждую карточку рекомендуется 1-2 секунды. При этом взрослый проговаривает громко и четко, спокойным голосом, слово, написанное под рисунком. Количество карточек может быть от 10 и до 120 в зависимости от заинтересованности ребенка. Важные моменты:

  1. Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
  2. Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
  3. Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
  4. Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
  5. Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
  6. Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
  7. Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.

Как сделать Карточки Домана самостоятельно?

Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.

Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.

Мир детства – это время весёлых игр. В игровой форме ребёнок знакомится с окружением и познаёт новый для себя мир. Игра облегчает понимание и помогает развитию крохи. Каким бы ни было обучающее занятие, в раннем детском возрасте оно должно проходить в форме игры.

Чем полезны игры?

С самого рождения младенцу необходимо помогать развиваться. Когда он первый раз берёт в руки погремушку, то начинает познавать себя и свои возможности, учится контролировать движение ручек и пальчиков. Учёные доказали, что во время работы пальцами при развитии мелкой моторики происходит и развитие мозга. Это способствует лучшему усвоению новых знаний. После года малыши, как правило, активны и неусидчивы. Но именно в этом возрасте их ум способен запоминать максимальное количество информации и усваивать новые навыки. Как же обучить непоседу? С помощью игры.

Играя с посудкой, девочка учится помогать маме на кухне. Проявляя интерес к бытовым приборам, мальчик, играя, готовится в будущем разбираться в технике. Заботясь о плюшевом мишке, дети учатся доброте и сопереживанию. Проектируя ежедневные действия родителей на свои игрушки, они учатся обращению с повседневными предметами: телефоном, ножницами, ручкой, кисточками, ложкой, веником и т.д.

Сейчас придумано много специальных развивающих игр для малышей, и родители могу подобрать то, что лучше всего подходит именно их крошке. Одна из таких замечательных игр – игры с карточками для детей по методике Гленна Домана.

Игры с карточками для ребёнка до трёх лет

Гленн Доман – американский физиотерапевт. По его утверждению, обучающие занятия с применением иллюстрированных карточек можно проводить с рождения. Благодаря этим занятиям детей реально научить читать, писать и считать. Главное – усердие.

Карточки представляют собой картонные квадраты или прямоугольники с изображениями предметов разнообразных категорий: овощей, фруктов, транспорта, животных и т.д. С одной стороны изображены рисунки и написаны их названия. Если цель обучения направлена на изучение иностранного языка, то с обратной стороны указывается, как называется та или иная вещь на изучаемом иностранном языке.

Изучая окружающий мир подобным образом, малыш учится не только запоминать названия и визуализировать их, но и развивает образное мышление.

Как только карапуз начинает различать предметы, а это примерно в 3 месяца, можно начинать использовать обучение с помощью этой методики.

Чтобы развивающая игра принесла пользу, ребёнок должен быть накормлен, не ощущать дискомфорта или усталости, не чувствовать сонливость и быть готовым к восприятию.

Отключить отвлекающую технику: телевизор, компьютер и бытовые приборы.

Для начала необходимо отобрать 7–10 карточек одной тематики. Их необходимо показывать малышу друг за другом не более 2–3 секунд каждую. Во время демонстрации чётко и громко озвучивать то, что изображено на картинке. Так повторять несколько раз, но (!) не дожидаясь, пока маленькому ученику надоест этот процесс. Через неделю можно добавить еще несколько изображений взамен тех, которые ребёнок запомнил. Рекомендуется записывать, какие иллюстрации были показаны и сколько раз. После 30 показов одного и того же рисунка его можно убрать.

После года детей уже обучают чтению по этой же методике: показывают карточки с картинками и соответствующими им названиями, напечатанными большими буквами, обязательно красного цвета на белом фоне (например, картинка лисички и под ней надпись большими красными буквами «лиса»). Начинать необходимо с 5 карточек. Заниматься таким способом можно в течение всего дня с небольшими перерывами. Основная идея заключается в том, что ребёнка учат воспринимать всё слово целиком, а не складывать из букв и слогов.

Вариации игр с карточками для деток постарше

По такой методике, можно проводить разнообразные игры. Всё зависит от фантазии родителей.

К двум-трём годам можно разнообразить игру:

  • Не только показывать нужную картинку, но и составлять короткие рассказы про то, что изображено на ней. Это формирует речь и образное мышление.
  • Можно смешать несколько различных иллюстраций и попросить малыша разложить их по группам. Таким образом он учится различать живое и неживое, овощи и фрукты, насекомых и птиц и т.д.
  • Следует разложить карточки в несколько рядов. Затем перевернуть их. Назвать картинку, а кроха должен вспомнить, где она лежала. Если с обратной стороны подписан перевод, то так можно закрепить полученные знания. Уже к трём годам ребёнок сможет понимать и повторять стандартные иностранные фразы.
  • Интересный способ «угадай, что пропало». Выбрать 10 рисунков разной тематики. Дать время, чтобы малыш посмотрел на них и запомнил. Незаметно убрать одну или несколько из них. Ребёнок должен угадать, что пропало и где оно лежало.
  • Можно попросить дать характеристику изображению, описать форму, цвет, к чему относится (к живому или неживому), посчитать количество лап, если на картинке изображено животное.

Каждая игра несет в себе определенную задачу, поэтому можно усложнять задание по мере освоения навыков. Они помогают не только развитию памяти, но и воображения, моторики, мышления, моделированию реальных ситуаций.

Здесь вы найдете описание нескольких способов, как заиметь дома какие-либо карточки для занятий, а также некоторые технические фишки (или минимум знаний) по работе со специальными программами, которые вам помогут сделать карточки самостоятельно.

Итак, вы решили заниматься с ребенком «по Доману». Ну или просто заниматься с карточками, по какой-то собственной схеме и методе. Где их взять?

Перед каждой активной мамой постоянно всплывает этот вопрос – где взять – а именно дилемма купить или делать самостоятельно. Общие соображения по поводу игрушек и развивающих пособий вообще я уже приводила вот , вместе с собственными фишками выбора того или иного варианта. Теперь же – собственно о карточках, и как следует из названия – именно о самодельном варианте.

Купить?

Отдельные наборы можно и купить, я сама приобрела несколько комплектов карточек от издательства «Мозаика-Синтез» (серия «Расскажите детям о…»), и это было сделано в рамках оптовых закупок, то есть по довольно привлекательной цене. Платить за 10-20 картинок 100 и более рублей, при цене на цветную печать в мини-типографиях от 15 р. за лист А4 (а если остановиться на карточках «две на листе», себестоимость сокращается в 2 раза) я морально не готова. Еще один минус покупных вариантов – они обычно мало похожи на классические домановские карточки (объект на белом фоне с подписью), а некоторые еще и эстетически сомнительные (проще говоря, не очень хорошо нарисованы или фотографии некачественные). Издательства, делающие «правильные» карточки, чаще всего предлагают их в А4 размере, что не очень удобно, а также изображения на них рисованные, а не фотографические. Мне же хотелось ребенку показывать реальные предметы.

Коллекцию карточек для ознакомления (как раз чтобы определиться, стоит ли покупать) я выложила в нашей группе Вконтакте, можете ознакомиться и даже скачать.

Сделать!

Вот несколько способов заиметь карточки неполиграфского, то есть собственного или частично собственного производства.

1. Скачать электронную версию и распечатать.

Самый простой технически вариант, требующий, однако, времени на поиски. Действительно хорошие карточки мало кто выкладывает в общий доступ , по Интернету обычно гуляют 1-2 варианта рисованных изображений, которые охватывают далеко не все темы. За неимением лучшего можно начать с них – вдруг вашего ребенка они вообще не увлекут? Добытые разными путями сканы дидактических пособий, предлагаемых разными издательствами чаще всего имеют неудовлетворительное качество сканирования: листы серые (это скажется на печати), картинки мутные и бледные. В моей коллекции большая часть карточек – как раз сканы, я их несколько поправила в графических программах, однако за качество печати не ручаюсь, т.к. сама их использую главным образом для демонстрации с экрана (планшета или ноутбука), а также беру оттуда текст (он уже адапитрован для детей, не нужно ничего придумывать).

2. Подготовить карточки самостоятельно и распечатать.

Единственный минус- время , требуются также некоторые технические навыки, а в остальном – сплошные плюсы:

  • Вы сами выбираете формат – карточка во весь лист, в половину (А5) или в четвертинку (А6, размер стандартной фотографии).
  • Вы подбираете картинку, которая вас устроит по качеству и внешнему виду. Нравятся рисунки – делаете рисунки, нравятся фото – подбираете фотографии: хотите – с фоном, хотите – «вырезанные».

О технических моментах создания картинок на своем компьютере читайте ниже, а пока несколько других замечаний и способов.

Как и где печатать?

Если у вас дома есть цветной принтер — вопросов нет, это самый дешевый вариант . Если принтера нет никакого, можно поискать у знакомых, у мужа на работе или пойти в мини-типографию. В нашем городе печать листа в цвете стоит от 15 р. (плюс бумага, если карточки нужны на плотном картоне), поэтому стоит задуматься, выгодно ли это.

Для владельцев черно-белых принтеров есть вариант печатать раскраски и быстренько придавать им живость карандашами . Да, тоже время занимает, зато бюджетно. Можно вместе с ребенком раскрашивать или старшего попросить.

Не забываем о варианте демонстрации с экрана . С распространением планшетов это стало очень просто. Эффект, по сути, тот же, а затрат никаких. Я довольно рано начала показывать дочери электронные презентации, а карточки мы начали разглядывать, когда накрылся наш принтер. Книги с заданиями тоже иногда с экрана смотрим, без распечатывания, она пальчиками показывает, что с чем соединить и что к чему подходит. Еще и место в доме экономится, т.к. распечатки надо где-то хранить. Однако не все считают приемлемым ребенка к какому бы то ни было экрану сажать.

Поэтому еще один вариант –

делать карточки из вырезок.

«Сырьем» могут служить газеты, журналы, рекламные буклеты, каталоги, потерявшие актуальность или порванные детские книжки, использованные рабочие тетради и альбомы для творчества (например, всем известные брошюр «Школы семи гномов»). Минус вырезок – в отсутствии системности. То есть довольно сложно сделать подборку именно овощей, потому что какие там картинки в ваших старых журналах отыщутся, еще неизвестно. Да и размер у всех будет разный. На своем опыте убедилась, что с вырезками количество довольно быстро переходит в качество. Если собирать картинки с завидным постоянством, через какое-то время там отыщутся любые предметы и любые животные. Их можно приклеивать на бумагу или картон, а подписи делать от руки. Отличные карточки получатся!

Последний вариант – что называется, своими руками от и до, — это

рисовать карточки самостоятельно —

карандашами, красками, в любых других доступных техниках. Процесс трудоемкий, требует времени и некоторых талантов со стороны мамы. Я видела подобные примеры на «мамосайтах» и искренне восторгаюсь такими умелицами. Подобные карточки потом можно сохранить для следующего поколения детей, будет уникальная семейная если не реликвия, то очень ценная вещь.

Технический минимум!

Теперь немного технической информации для тех, кто предпочтет идти относительно простым и доступным в современных реалиях путем – верстать карточки самостоятельно для их последующей печати.

Программы, которые вам помогут:

— Adobe Photoshop. Если он у вас есть, наверняка вы знаете, как выполнять в нем пару действий, а именно вам потребуются «задать размер изображения», «вставить» (картинку) и «текст», ну и масштабировать то и другое. Видеоуроков достаточно, они легко доступны. Самое сложное, как мне кажется, — это программу установить. Есть также онлайн-версия программы, похожей на фотошоп — Photo editor online . Можно работать прямо в сети, даже загружать ничего не надо. Функций поменьше, чем в обычном, но для создания карточек и нужны-то самые элементарные. К слову, если соберетесь программу осваивать и будете искать дистрибутивы, не гонитесь за новой версией. Даже в самой старой, 90-х годов или начала 2000-х, найдутся все нужные кнопки.

— Corel Draw и другие векторные графические редакторы . Я делаю именно в «Кореле», эта программа для меня родная. Там нужно усвоить все те же элементарные действия – выбрать формат листа, вставить заранее подготовленную картинку, вставить подпись. Плюс в том, что можно в этой программе создавать многостраничные документы (В фотошопе – только текущую картинку), то есть сразу целый набор или несколько подготовить, а также легко клонировать страницы, размещать по нескольку карточек на листе и т.п.

— Банальный MS Word . Если нет никакой возможности работать с графическими программами, то можно и там делать. Картинку А4 формата сделать очень просто – «Вставить» (картинку), угнать курсор вниз листа и сделать подпись – крупную, яркую (Доман рекомендует подписи красного цвета). Если делать 2 карточки на листе, можно создать таблицу в 2 колонки повторить действия. Или разбить страницу на 2 колонки. Иным образом разместить 2 картинки одну рядом с другой будет проблематично. Ну и подписи кому-то покажется удобнее делать при помощи инструмента «Подпись».

Просмотровщики картинок . Cреди них есть программы, имеющие довольно широкие возможности для редактирования изображений. Изменяя яркость и контрастность, двигая в разные стороны движки цветовой гаммы, делая обрезку краев и поворачивая изображения, можно существенно улучшить внешний вид картинок, которые вам попадаются в интернете. Например, всем хорош на фотографии ягуар/слон/арбуз, то темноват/мутноват/с некрасивым краем. Пара движений мышкой, и уже не нужно искать новую картинку. Я ранее пользовалась ACDsee , теперь уже давно влюблена в FastStone Image Viewer , и одну из ценнейших функций для любителя самодельных печатных игр – пакетное преобразование изображений. В частности, свою коллекцию карточек я долго не выкладывала именно потому, что редактировать каждое изображение, чтобы на него было хотя бы приятно смотреть, довольно муторно. А когда можно поправить цвет и яркость, а заодно и переименовать сразу 20-30… красота!

Откуда брать картинки, как их искать.

Простой и очевидный ресурс – Яндекс.Картинки и картиночные серверы других популярных поисковиков. Мне роднее сервис Яндекса, и вот почему. Там есть возможность задать дополнительные параметры поиска:

«Размер». Для печати маленький совсем не подойдет, худо-бедно сгодится средний, но лучше крупные брать, у «обоев» редко бывает нужный нам (и «по Доману», и экономящий краску при домашней печати) белый фон.

«Тип». Введите запрос (например, «жираф», «груша»), нажмите «клипарт» и возрадуйтесь! Для тех, кто мало имел дела с изображениями, клипарт – это как раз картинки (а чаще – подборки картинок) без фона, которыми пользуются дизайнеры.

«Цвет»: если выбрать главенствующим цветом белый, получим похожий эффект, а именно – картинки на белом фоне.

«Файл» (имеется в виду формат). Формат PNG особенно интересен – картинки имеют не просто белый, а прозрачный фон, то есть png-картинку можно поместить на другой цветной фон и даже ничего вырезать и обрезать в графических программах не придется.

Есть множество отдельных сайтов с подборками клипарта . Аllday.ru, например. Можно один раз «удачно наткнуться» на хорошую коллекцию и быть обеспеченным хорошими картинками на все детство ребенка. Правда, с них редко можно скачивать картинки напрямую, чаще через файлообменники, капчи и прочие усложнялки жизни.

На сайтах, представляющих подборки «обоев» — заставок на рабочий стол компьютера тоже можно найти много хороших фотографий. Удобно, когда они скомпанованы по темам: Животные, Горы, Море и т.д.

Презентации для детей – еще один источник изображений для карточек. Имеются в виду файлы формата ppt и pps. Как оттуда добыть картинки?

Ppt – формат, подразумевающий редактирование презентации, рабочий ее режим. Картинку можно добыть из слайда в режиме просмотра. Для этого выделить ее и правой кнопкой мыши вызвать контекстное меню, в котором выбрать «Сохранить как рисунок», далее выбрать место на диске, куда сохранить.

Мне удобнее сохранять сразу всю презентацию как серию картинок из слайдов. Это быстрее, да и из слайда-картинки всегда можно вырезать изображение без подписей. Для этого выбираем Файл/Сохранить как/ Другие форматы, далее в раскрывающемся списке внизу выбираем «Рисунок в формате JPEG». По умолчанию в этой же папке, где лежала презентация, появится серия изображений, по одному на слайд. Если презентация качественная, вы получится сразу серию карточек для печати.

Многие презентации представлены в формате pps, то есть в режиме просмотра. Они запускаются сразу, вы никак не можете повлиять на скорость переключения слайдов и вообще никаких правок внести не сможете, разве что на паузу нажать в контекстном меню, пока… не пересохраните в формат ppt. Я знаю такой способ: в файловом менеджере Total Commander навести курсор на презентацию в формате pps и нажать F3 (или Просмотр) – презентация откроется в рабочем окне, и отсюда уже можно менять настройки анимации (например, менять слайды по щелчку, а не по времени), формат, ну и сохранить ее в виде изображений. Еще один способ – из файлового менеджера или обычного Проводника – в контекстном меню выбрать «Создать», результат тот же.

Женские форумы, разделы мам-дизайнеров. Некоторые мамы, начавшие осваивать дизайн и фотошоп в декрете, увлекаются созданием собственного клипарта и любезно выкладывают его во всеобщее пользование. Ранее таких подборок было множество на форуме «Материнство». Хотя подобные архивы мам-дизайнеров можно, наверное, найти на любом популярном женском форуме в разделе «увлечения».

В целом, не скрою, процесс создания карточек своими руками, как и любое рукоделие и «руко-делание» — это не всегда быстрый, местами кропотливый, требующий личного времени и настроя, а также минимальных технических навыков, но в то же время затягивающий и творческий процесс. Попробуйте!

А знают ли ваши дети, что и где находится в вашем городе? Что скрывается за яркой вывеской, для чего предназначены кафе, оптика, ателье? А знание этих тем повседневной жизни говорит об уровне развития вашего малыша, его социальной ориентации.

Игра «Прогулка по городу» дает прекрасную возможность обратить внимание на окружающий мир, созданный руками человека, и поговорить о своем городе более подробно и предметно. Игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и речи.

В помощь предлагаем выписки из Толкового словаря русского языка со значе-ниями слов игры.

Комплектность:

- разрезные карты с вывесками и фасадами 30 городских заведений и учрежде-ний, картинками внутреннего вида, либо содержания заведений - 6 шт.;

- разрезные карты со стихами-загадками - 2 шт.,

- словарь - 1 шт.

Подготовка к игре:

Распечатать и разрезать листы с картинками и стихами по пунктирным линиям на отдельные карточки (по 30 штук).

Правила игры:

Задача игроков - соединить название (вывеску) с содержанием.

1 вариант:

Играют от 2-х до 6 человек и ведущий. Предложите детям подумать и назвать, какие вывески и названия они видели, прогуливаясь по городу.

Раздайте карты с фасадами и вывесками поровну всем игрокам и вместе прочитайте. Пусть дети попробуют сами объяснить, что, по их мнению, скрывается за этими вывесками; что можно увидеть, открыв дверь заведения; для чего оно пред-назначено.

Ведущий берет карточки-картинки с внутренним видом и, выбрав наугад одну из них, показывает её игрокам. Те игроки, у которых есть вывеска данного заведения, берут карточку у ведущего и выкладывают её напротив названия на пустое место. Побеждает тот, кто первым составит все пары.

2 вариант:

В игре участвуют карты с фасадами и карточки-стихи. Игра аналогична 1 ва-рианту. Ведущий читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Угадывая, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее напротив соот-ветствующей вывески на карте. Побеждает тот, кто первым заполнит карту.

3 вариант:

В игре участвуют все карточки. Ведущий раздает игрокам поровну карточки с рисунками, себе оставляет стихи. Затем ведущий читает стихотворения по одному. Дети отгадывают, о чем идет речь и при правильном ответе закрывают стихами соот-ветствующий рисунок. Выигрывает тот, кто первым закроет все рисунки.

Удачной игры!










Значения слов по Толковому словарю русского языка

1. Аптека - учреждение, в котором продаются и изготавливаются лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.

2. Ателье - мастерская по пошиву одежды (а также по некоторым другим видам обслуживания).

3. Автовокзал - большая станция пригородного или международного автобусного сообщения.

4. Банк - финансовое учреждение, производящее операции со вкладами, с кредитами и плате-жами.

5. Баня - специальное помещение или учреждение, где моются и парятся.

(Сауна - финская баня с горячим сухим воздухом в парной и холодным бассейном).

6. Бассейн - искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания.

7. Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности (книги).

8. Больница - медицинское учреждение для стационарного лечения.

9. Ветлечебница - (сокр. ветеринарная лечебница) - лечебное учреждение для животных.

10. Гастроном - магазин пищевых продуктов.

II. Гостиница - дом для временного проживания приезжающих с одноместными или неодномест-ными номерами, с обслуживанием.

12 Детский сад - воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста.

13. Железнодорожный вокзал - большая станция на железнодорожных путях сообщения.

14. Зоопарк - (сокр. зоологический парк) - место содержания, демонстрации, изучения и воспро-изводства диких животных

15. Институт - высшее учебное заведение, научно-исследовательское учреждение.

16. Кафе - небольшой ресторан.

17. Кинотеатр - зрелищное предприятие, помещение, в котором демонстрируются кинофильмы

18. Оптика - магазин, учреждение, в котором продаются и изготавливаются приборы для зрения.

19. Парикмахерская - предприятие, где делают прически, завивку, стригут бреют.

20. Парк - большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами.

21. Торговый центр - магазин непищевых товаров народного потребления.

22. Поликлиника - лечебное учреждение с врачами разных специальностей для приходящих боль-ных или помощи на дому.

23. Почта-телеграф - учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег.

24. Рынок - место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах.

25. Ресторан - открытая до ночи или ночью, хорошо обставленная столовая с подачей дорогих за-казных блюд и напитков, обычно с музыкальной эстрадой.

26. Столовая - учреждение общественного питания.

27. Стадион - комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний.

28. Театр - зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене драматические представления.

29. Цирк - зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников.

30. Школа - учебно-воспитательное учреждение, здание такого учреждения

Игры с карточками для детей: как использовать игры с карточками для развития речи, воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти ребенка. Наборы карточек для игр.

Игры с карточками для детей

В этой статье Вы найдете игры с карточками и карточки для скачивания:

— Раздел 1. Игры с карточками для развития воображения

— Раздел 2. Игры с карточками для развития речи

— Раздел 3. Игры с карточками для самых маленьких.

— Раздел 5. Игры с карточками для развития восприятия, внимания, памяти.

— Раздел — приложение. Скачать карточки для игр с детьми на разные темы.

Карточки для детей на разные темы (овощи, планеты, транспорт, времена года, игрушки, мебель, одежда, посуда и другие) есть сейчас, наверное, в любой семье и в любом детском саду. И на прилавках магазинов огромный выбор карточек любого размера и на любой вкус. Но все ли знают, как их использовать в играх с детьми? Очень часто занятия и игры с карточками ограничиваются их простым запоминанием: «Что это? Назови». А для более старших детей — к запоминанию информации на обороте карточки и ее воспроизведению по просьбе взрослого.

На самом же деле развивающий потенциал тематических карточек для детей намного больше — он огромен! Карточки для детей можно использовать и для развития воображения, речи, мышления, памяти, восприятия, внимания.

Хотя такие карточки часто называются «развивающими», но сами по себе они не могут ребенка развивать. Ведь развивается малыш только в процессе активного творческого общения со взрослыми на разные темы, в том числе и на темы, изображенные на карточках. Как это сделать — Вы узнаете из этой статьи.

Что Вам понадобится для игр с карточками

Для игр из этой статьи Вам будут нужны несколько тематических наборов карточек для детей с предметными картинками (3-5 наборов как минимум). Предметными называют картинки, на которых изображен один объект без сюжета (например, береза, мяч, Солнце или облако, василек, дельфин и так далее).

Можно сделать такие карточки и самим, вырезав предметные изображения из раскрасок и журналов, рекламных буклетов и наклеив их на плотных картон.

Желательно, чтобы все карточки были одного размера, но это вовсе не обязательно.

В качестве мини-карточек также можно использовать картинки от старых настольных игр — лото и домино на разные темы («транспорт», «овощи», «игрушки» и т.д.)

Требования к карточкам для детей дошкольного возраста

— реалистичное, хорошо узнаваемое изображение (или крупная фотография объекта), на котором отчетливо видны все детали,

— понятный ребенку ракурс изображения,

— плотный картон, яркая четкая печать картинки,

— отсутствие лишних отвлекающих деталей на картинке.

Производителей карточек много, но по качеству мне лично (это моё субъективное мнение, конечно), очень нравятся карточки «Маленький гений», потому что:

1) они выполнены на картоне отличного качества и будут служить долго,

2) в этой серии карточек отличное качество изображения.

В конце этой статьи я показала их примеры на разные темы.

Также очень хорошего качества карточки под названием «Умные карточки».

Как раздаточный материал для группы детей удобны мини-карточки на разные темы, которые выпускаются издательством «Сфера» и называются «раздаточные карточки».

Примеры наборов карточек для скачивания даны в конце этой статьи.

Раздел 1. Игры с карточками для детей: развитие воображения

Игра «Колдун»

Это игра для детей с пяти лет, в самом простом варианте можно играть с детьми с четырех лет. Игра развивает фантазию детей, что очень важно не только само по себе, но и для развития творческих игр дошкольников (сюжетно — ролевой и режиссерской).

Подготовка к игре: перемешайте карточки на разные темы в одной коробке. Можно туда же положить и детские кубики с буквами, и картинки из лото или из домино на разные темы. Закройте коробку. Это наши «сокровища», которые мы будем брать с закрытыми глазами в ходе игры из этой коробки.

Ход игры:

Первый уровень игры.

Шаг 1. Рассмотрите с детьми картинку с изображением колдуна (или игрушку — колдуна). В качестве игрушки — колдуна можно использовать самую обычную пластиковую бутылку от воды, если приклеить к ней детали лица и обмотать в «волшебный плащ» — лоскуток ткани.

Расскажите ребенку сказку об этом колдуне: «Жил — был в одной пещере колдун. Она умел заколдовывать разные вещи: заколдует — и унесет к себе в пещеру. Но колдун мог заколдовать только те картинки, у которых не было пары. Если картинки становились парами — то колдун не мог их взять».

Шаг 2. После этого дайте ребенку в руки коробку и предложите с закрытыми глазами достать из нее две карточки (две картинки). Нужно объединить эти две картинки одной историей.

Например, если выпадет картинка «снеговик» и «корзина», то можно придумать, что снеговик в корзину положил подарки и пошел поздравлять своих друзей с Днем рождения или с Новым годом. Придумайте сначала такую историю сами по тем картинкам, которые вытащил ребенок из коробки. Затем предложите ребенку придумать свою историю по новым двум картинкам.

Некоторым детям легко дается эта игра, другим — трудно. Если ребенку трудно придумать — придумывайте сначала вместе с ним. Предлагайте малышу вариант: «Как ты думаешь, куда пошел снеговик с корзиной — в магазин или в лес? Нет? А куда? А что он в корзину положил? Ты бы что положил бы?»

Второй уровень игры. Ко второму уровню игры можно переходить, если Ваш ребенок очень легко связывает в одной истории два объекта (две карточки). Предлагайте ребенку вытащить из коробки сначала три картинки, потом четыре- пять картинок. И связать их в один сюжет. Если ребенку трудно самому придумать историю — сочиняйте вместе!

Третий уровень игры . Нужно построить целую цепочку из 15-20 случайно выбранных из нашей коробки картинок и сочинить рассказ по ней.

Как играть с карточками:

Берем из коробки по очереди с закрытыми глазами карточки и сочиняем общую историю. Например, начинаете Вы как взрослый. Вы берете карточку и придумываете по ней начало истории: «Жил-был.. И был он очень… Однажды …». На этом Вы прерываете свою историю и передаете ход ребенку. Ребенок вытаскивает вторую карточку и придумывает продолжение. Затем снова Ваша очередь — берем третью карточку и продолжаем нашу историю. И так до 15- 20 карточек. Карточки выкладываем в ряд друг за другом слева направа. В заключении этапа ребенок сам может объединить картинки в общий сюжет.

Варианты проведения игры:

Эту игру можно проводить и с 2-3 детьми одновременно, сочиняя общую историю. А можно соревноваться: у кого история длиннее: у команды папы с мамой или у разновозрастной команды детей? Побеждает в игре тот, кто смог объединить наибольшее количество картинок. .

Раздел 2. Игры с карточками для детей: развитие речи

Речевая игра с карточками «Смешинки»

В этой игре малыши научатся согласовывать слова в роде, числе и падеже, а также учиться задавать вопросы и отвечать на них.

Вам понадобится для игры коробка с карточками (перемешайте в ней карточки на самые разные темы).

Как играть в игру

Первая игра. Вариант игры с карточками для группы детей

Ход игры:

Можно играть в паре и в группе детей.

Каждый ребенок с закрытыми глазами берет себе карточку, открывает глаза, рассматривает ее и прячет.

Ведущий задает игрокам вопросы:

— На чем ты приехал домой?

— Что ты сегодня ел на завтрак?

— Что тебе подарили на День рождения? и другие.

Игрок должен отвечать, используя слово со своей карточки.

Пример 1: у игрока карточка «окно». Тогда он отвечает так: «Я приехал на окне. Я ел на завтрак окно. На день рождения мне подарили окно».

Пример 2: Или может получиться такой смешной диалог. У игрока карточка — ведро.

— Из чего ты пьешь компот?

— Из ведра.

— На чем ты спишь?

— На ведре.

— Чем ты рисуешь рисунки?

— Ведром.

Вторая игра. Вариант игры «Смешинки с карточками» в паре «взрослый — ребенок»

Игрок с закрытыми глазами берет из коробки с карточками одну картинку. Открывает глаза, рассматривает ее и прячет от второго игрока. Например, у него оказалась карточка «синица».

Второй игрок задает вопрос: Чем ты поливаешь цветы? Игрок показывает карточку и отвечает с использованием своего слова (Я поливаю цветы синицей)

Получаются очень смешные диалоги, а по сути это грамматические упражнения, в которых ребенок упражняется в правильном согласовании слов в падеже, роде, числе.

После игры попросите ребенка навести порядок в карточках и найти каждой карточке «свой домик», то есть положить ее в нужную тематическую папку или коробку. Объяснить, почему эту карточку он положил именно в этот «домик» (почему он считает, что морковка — это овощ, черника — это ягода, берет — это головной убор и др).

Третья игра. Вариант игры с карточками в круге с группой детей

Какие карточки подходят для этого варианта игры: Изображены на карточках могут быть и старинные предметы (сундук, кочерга, понёва), и современные предметы и инструменты. Перед игрой уточните, чтобы дети знали эти предметы и могли объяснить, для чего они нужны человеку.

Шаг 1. Все встают в круг. По считалке выбирается ведущий, который встает вовнуть нашего хоровода. Каждый игрок с закрытыми глазами берет себе карточку.

Шаг 2. Ведущий ходит по кругу и по очереди всем игрокам задает разные вопросы. Сначала роль ведущего выполняет взрослый, чтобы показать малышам образец диалога в этой игре. Затем эту роль смогут выполнять и дети.

Например:

— На чем ты сидишь?

— На кочерге! (показывает для проверки свою картинку)

— Чем ты причесываешь волосы?

— Паяльником (показывает свою карточку).

— Что ты ешь на обед?

— Вёдра (показывает карточку, на которой изображены вёдра).

Речевая игра с карточками «Да и нет»: учимся вести диалог

Эта игра с карточками может проводиться в трех разных вариантах и развивает связную речь детей.

Основной вариант игры с карточками «Да и нет»

Игра научит малыша задавать вопросы в логической последовательности, вести диалог. В этом варианте в игру можно играть с пяти лети и старше.

Вам понадобится для игры: несколько тематических наборов карточек, которые нужно перемешать.

Ход игры: Возьмите коробку или красивый непрозрачный мешочек (пакет, папку). Ведущий игры должен спрятать в коробку (мешочек, папку, пакет) карточку, а игрок — отгадать, что спрятано. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» и нет».

Сначала роль ведущего выполняет ребенок (или группа детей), а взрослый задает вопросы:

— Это живое?

— Это неживое?

— Это предмет?

Логика вопросов в игре: определить, живой объект или неживой, далее его назначение (это мебель, одежда, обувь, головной убор, электроприбор, транспорт, музыкальный инструмент, спортивное снаряжение?) и его внешние признаки. Затем назвать отгадку.

Облегченный вариант игры с карточками «Да и нет»

В этом варианте в игру можно играть и с младшими дошкольниками 3-4 лет.

Как играть:

Разложите карточки на столе (5-10 штук), и загадываем одну карточку из лежащих на столе. Карточки должны представлять предметы из разных групп (из разных наборов). Например: автобус, овца, свитер, берет, сапоги, ласточка, шкаф, стиральная машина, утюг, кастрюля.

Шаг 1. В едущий закрывает глаза или отворачивается. В это время игрок прячет под загаданную карточку цветной квадратик. Этот квадратик означает, что загадана именно эта карточка и служит проверкой.

Шаг 2. Ведущий начинает угадывать — задавать вопросы по порядку в такой последовательности:

— это живое / неживое?

— вопрос о назначении предмета (Этот предмет надевают на себя? На нем ездят?)

— особенности внешнего вида (цвет, форма, поверхность, детали)

— где находится картинка (эта карточка лежит справа от овцы? над карточкой с холодильником? и т.д.)

Сначала роль ведущего играет взрослый, затем — дети. Детям нужна будет помощь в виде наводящих вопросов и подсказок: «Узнай у меня про форму предмета. Спроси, где лежит отгадка» и другие подобные вопросы.

Тематический вариант игры с карточками «Да и нет»

Вам понадобится для игры один набор карточек на одну тему, например, Перед игрой рассмотрите внимательно каждый гриб, назовите с ребенком форму и цвет шляпки, ножки, характер поверхности гриба, для чего он используется людьми, съедобный он или ядовитый.

Затем ведущий загадывает один гриб (прячет эту карточку), а игрок или игроки должны угадать, что это за гриб, задавая вопросы: «Это гриб растет в хвойном лесу? У него коричневая шляпка? У него белая ножка?».

Задавать вопросы в последовательности Вам поможет схема гриба» из статьи про речевые игры для детей.

Также можно поиграть и с комплектами карточек на другие темы, закрепляя представления ребенка об окружающем мире, уточняя их и развивая в этой игре логическое мышление и связную речь. Ведь чтобы загадать и отгадать, нужно многое знать по этой теме.

Речевая игра с карточками «Угадай, кто я»

Вам понадобятся для игры наборы карточек: животные, фрукты, птицы, насекомые, овощи и любые другие. Карточки перемешиваем и вкладываем в коробку.

Ведущий в игре выбирает с закрытыми глазами карточку и превращается в этот объект. Его — задача — рассказать о себе кратко так, чтобы слушатели отгадали, в кого он превратился.

Например, может получиться такой диалог:

— Я сделан плотником из дерева.

— Ты превратился в стол?

— У меня есть сиденье.

— Ты превратился в табурет?

— Нет. У меня есть спинка.

— Это стул!

Сначала роль ведущего выполняет взрослый, затем — ребенок.

Если игрок угадал — то он становится ведущим игры, если нет — то продолжает играть в роли игрока.

Можно провести другой вариант игры — когда игрок должен рассказать о своей новой роли в пяти предложениях так, чтобы его роль отгадали. Это вариант игры для детей с очень высоким уровнем развития речи.

В этой игре можно превращаться не только в животных и птиц, но и в неживые предметы. И можно вводить также элементы театральной педагогики — показывать жестами предмет.

Раздел 3. Игры с карточками для детей: игры для самых маленьких

Требования к карточкам для маленьких детей

— Картинки для самых маленьких должны быть очень простыми и легко узнаваемыми ребенком.

— Изображения выделяются контуром — так они легче различаются детьми.

— Используются чистые цвета.

— Лучше, чтобы в картинка была без лишних деталей, которые усложняют ее узнавание ребенком и отвлекают малыша от главных признаков.

— Карточки должны быть напечатаны на плотном картоне без острых углов (безопасны для маленьких детей).

Для детей раннего возраста (до трех лет) очень нужны картинки с разным изображением одного и того же предмета:

— например, мяч футбольный, мяч лоскутный, мяч вязаный, мячи разных цветов и размеров.

— или разные курочки на карточках: курочка настоящая на фотографии, сказочная курочка — иллюстрация к потешке, курочка — глиняная игрушка, курочка — резиновая игрушка, курочка из пластилина.

Такой ряд карточек нужен, чтобы малыш научился выделять самые главные признаки этой птицы и чтобы развивались первые умения самостоятельного обобщения (мыслительной операции).

Также нужны карточки с картинками, на которых изображены разные действия. Например: мишка спит — девочка спит — ляля спит- зайка спит — киска спит — собачка спит. Можно делать такие картинки — карточки самим, фотографируя игрушки ребенка и домашних животных и распечатывая свои фото. Этот ряд карточек также способствует развитию у ребенка элементарного обобщения (обратите внимания: не запоминания того, что сказал взрослый, а самостоятельного обобщения ребенком главных признаков).

Как мы знакомим маленьких детей с карточками

Маленьким деткам мы даем картинки на время их рассматривания со взрослым, а затем убираем их на полку. Приучаем аккуратно относиться к картинкам — не рвать их, не мять, не ходить по ним.

Малыш второго года жизни может рассматривать с Вами карточки от 2 до 10 минут. При этом мы называем предмет, изображенный на карточке, его признаки, части, действия с данным предметом. Привлекаем ребенка к активным действиям с карточками: где, найди, принеси, возьми, дай маме, спрячь, найди, покажи, покажи пальчиком.

С малышом третьего года жизни уже можно использовать тематические наборы карточек для рассматривания. Темы для игр и обсуждения с ребенком выбираем те, которые близки жизненному опыту ребенка: фрукты, овощи, посуда, мебель, игрушки, обувь, головные уборы, одежда, транспорт.

Как проводить игры с карточками по возрастным этапам развития малыша:

От 1 года до 1 года 3 месяцев. На этом этапе используются карточки, на которых предмет расположен в статическом положении (не двигается). Д ля ребенка подходит игра с 1-2 картинками. Задача такой игры — узнавание малышом изображенных на карточках предметов: «Где кошка? Покажи», «Где петушок? Найди петушка. Где собачка? Найди собачку», «Дай мне петушка. Дай мне собачку»). Когда ребенок начнет легко выполнять задание с двумя картинками, можно постепенно увеличивать их количество до шести — восьми картинок в одной игре к полутора годам.

От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев — малыш уже может рассматривать во время одной игры 3-4 карточки. На карточках должны быть изображены два похожих предмета и один контрастный им. Например: грузовая машина, легковая машина и кошка. Или кошка рыжая, кошка белая и собака. Задача ребенка — узнать предметы на картинках.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев. В этом возрасте мы используем игры с карточками, на которых изображены действия (мишка, зайка, кукла ест, спит, играет, моется, танцует и другие). Задаем вопросы: «Кто это? Что делает? Где кукла Ляля спит?» (ребенку в ответ на наш вопрос нужно найти из трех картинок названную взрослым — ту картинку, на которой изображена спящая куколка).

Сначала взрослый комментирует то, что нарисовано на картинке и сам называет, кто и что делает. При втором предъявлении картинки можно уже спросить малыша: «Что делает девочка? Что делает киска?».

На этом возрастном этапе используем карточки не только для узнавания предмета, но и для развития обобщения:

а) картинки с действиями для развития обобщения . Например: девочка пьет (за столом из чашки чай), мишка пьет (мишка пьет по-другому — он держит в лапках бочонок), киска пьет (из миски), птичка пьет (водичку из лужицы). Все они пьют по-разному, но это одно действие — «пить».

б) предметные картинки для развития обобщения. Это картинки одного и того же предмета из разных материалов и разных размеров (фотография куклы, рисунок куклы, деревянная кукла, резиновая кукла, пластмассовая кукла, куклы в разных нарядах, кукла большая и кукла маленькая). Все куклы на карточках разные -но называются они одним словом — «кукла». И ребенку надо обобщить существенные признаки такого предмета как «кукла» в отличие от других знакомых ему вещей, чтобы узнать куклу на картинке независимо от ее цвета, размера или одежды.

Это гораздо более высокий уровень развития мышления ребенка, чем задание малышу просто запомнить карточку, которую многократно ему показывает и называет взрослый.

От 1 года 9 месяцев до 2 лет. Наряду с предметными картинками на карточках с этого возраста можно рассматривать с малышом и сюжетные картинки — карточки (дети кормят птиц зимой, дети играют во дворе, кошка с котятами и другие). Называть: Кто это? Что делает? Что держит в руках? И предлагать малышу послушать коротенький рассказик по этой картинке из 3-5 простейших предложений, который Вы ему расскажете по ней.

Варианты игр с карточками для маленьких детей

Игра 1. Где? Составляем пару: реальный предмет и его изображение на карточке

Нам понадобятся для игры: реальные предметы и карточки с их изображением (например, карточка «мячик» и мячик настоящий, карточка «кукла» и кукла настоящая).

Как провести игру: Показываем ребенку реальный предмет и называем его: «Это мячик», даем малышу его потрогать и обследовать. И убираем предмет (например, кладем в непрозрачную коробку с крышкой). Спрашиваем загадочным голосом: «Где мячик?» Малыш ищет. Достаем из коробки не предмет, а картинку с мячом: «Вот мячик! Это мячик!» Прячем снова неожиданно картинку за спину и спрашиваем: «Где мячик?». Делаем паузу, чтобы малыш успел отреагировать на наш вопрос. Снова достаем картинку и предмет и кладем их рядом друг с другом: » Вот мячик (настоящий). И это мячик! (показываем на картинке)».

В следующих повторениях игры сразу же даем малышу картинки и просим принести к каждой картинке парный предмет, найдя предмет в комнате. Например, даем малышу карточку «мячик». И спрашиваем: «Где еще мячик?». Малыш ищет в комнате мячик, приносит его и кладет рядом с картинкой.

Игра занимает не более 2 минут за один раз. Если у ребенка есть интерес к игре- то можно ее продолжить примерно до 5 минут. Игру заканчиваем, когда у ребенка есть интерес к ее продолжению, а не тогда, когда он уже устал.

Игра должна проводиться весело, как игра в прятки с картинками и предметами, а не как учебное занятие по запоминанию карточек.

Игра 2. Не перепутай

Начальный уровень задания. Сначала эту игру мы проводим с карточками, на которых изображены контрастные друг другу объекты, например: чашка, кукла и киска (три объекта).

В начале игры знакомим малыша с каждой картинкой в отдельности. Затем выкладываем все три картинки в ряд и просим показать: «Где киска? Покажи киску. А где кукла ляля? Покажи лялю!» и убеждаемся, что он хорошо отличает картинки друг от друга.

Варьируем разные картинки в этой игре. Варианты варьирования:

Вариант 1. К двум хорошо знакомым картинкам прибавляем третью — новую.

Вариант 2. Используем разные изображения одного и того же объекта. Например, в первой игре используем карточку — фото кошки, в следующий раз возьмем другую карточку — нарисованная кошка, в третьей игре у нас будет картинка игрушечной резиновой кошечки, в четвертой — картинка кошки, вылепленной из пластилина. Это всё кошка, хотя она очень разная! И малышу нужно выделить главные признаки этого животного и его отличие от других животных и других игрушек. чтобы узнать кошку на картинке. А не просто запомнить карточку и как ее называет мама.

Вариант 3. Более сложный уровень задания. Когда малыш научится отличать контрастные картинки, мы учим ребенка отличать похожие картинки. Пример ряда картинок для узнавания: Где киса (представлены кошка, собака и коза). Или где курочка ко-ко-ко? (представлены гусь, курица и цыпленок).

Игра 3. Разные картинки.

Задача игры. Это также игра не только на развитие речи, но и на развитие обобщения у малышам.

Вам понадобятся для игры цветные карточки и парные к ним картинки- раскраски. Например, фотография уточки на карточке и картинка такого же размера, на которой изображена раскраска — уточка. Такие же пары составляем для других игрушек: мяч цветной на карточке — мяч в раскраске. Кукла на карточке — кукла в раскраске. И так далее.

Как поиграть с карточками: Сначала покажем цветную картинку и расскажем про данное животное (хорошо, если Вы зачитаете малышу текст Е. Чарушина или К. Ушинского с яркими образными словами).

Например, показываем картинку с петушком и говорим текст (в основе — текст К. Д. Ушинского): » Это Петя — Петушок. Вот какой! Ходит по двору Петя — петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка (показываем на рисунке). Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры (показываем на рисунке). Вот какой петя — петушок! Петушок кричит ку-ка-ре-куууу!»

После этого показываем ребенку картинку — раскраску и спрашиваем: «А это кто?»

Познакомив ребенка с раскрасками, даем ему задание — найти к каждой картинке — раскраске цветную карточку: «Где еще петушок? Положи сюда карточку. Вот так. Вот петушок. Как он кричит? Кукареку!»

Когда малыш чуть подрастет, можно будет составлять аналогичные пары из карточек: мамы и малыши (детеныши животных), большой — маленький, один- много.

Игра 4. Кого (чего) нет.

Вам понадобятся карточки с односложными и двухсложными словами: лиса, коса, юла, часы, баба, деда, мама, туча,гусь, мяч, ляля (кукла), киса, коза, мак, дом, лук, кот, конь, пёс, сок, лес, мяч, дым. Для детей постарше можно брать карточки с более сложным содержанием: киви, бобы, пони, маки, мята, лёд, лось, фен, купе (шкаф-купе), лён, мука, желе и другие подобные.

Как играть:

Сначала для этой игры берем 3-4 картинки, затем их количество увеличиваем до 5-6 карточек.

Выложите перед ребенком 6 карточек. Назовите каждую из них: «Где коза? Найди козу. Вот коза! Давай скажем вместе: ко-за! «

Затем малыш отворачивается, а мы прячем одну карточку. Малыш поворачивается и угадывает, кого (чего) нет: «Нет бабы» (или отвечает одним словом «баба», если ему еще сложно сказать простое предложение из двух слов).

Игра 5. Принеси картинку

Взрослый с малышом рассматривает три карточки и называет их. На столике в этой же комнате выложен еще один такой же набор картинок. Взрослый просит малыша принести такую же картинку со столика: «Где еще конь? Принеси картинку». Малыш находит коня среди других картинок на столике и приносит. Вот конь!

Сначала мы выкладываем для малыша на столике три картинки на выбор, из которых ему нужно выбрать заданную карточку. Потом можно менять картинку (например, на столе выкладывать другое изображение коня — конь другого размера, цвета, нарисованное изображение вместо фотографии).

Игра 6. Игра с карточками «Перебежки»

Игра 7. Найди и отдай

Выложите в коробку карточки, с которыми уже знаком Ваш малыш и названия которых он уже хорошо запомнил. Вечером, когда вся семья в сборе попросите его найти в коробке карточку: «Где лиса?». Когда малыш найдет картинку, попросите его отдать ее папе или бабушке или дедушке: «Вот лиса! Дай деде (папе, маме, бабе)». Игра развивает понимание речи у маленького ребенка.

Аналогично можно играть и с игрушками, отдавая найденные карточки им: «Вот мёд! Дай мишке (дай ляле, дай зайке)».

Раздел 5. Игры с карточками для детей: развитие внимания, восприятия, памяти

Игра с карточками «Сундучок»

Вам понадобятся для игры: непрозрачная коробка с крышкой или сундучок (например, красивый картонный сундучок из-под новогоднего набора конфет).

Как играть: покажите ребенку 6-10 карточек из одного тематического набора. Например, карточки птиц. Рассмотрите и навозите каждую птичку, обсудите, чем они друг от друга отличаются и чем похожи. Постарайтесь запомнить, что нарисовано на карточках.

Затем ребенок закрывает глаза, а Вы прячете в сундучок три карточки. Ребенок открывает глаза и угадывает, что за карточки лежат в сундучке.

В следующей игре мы меняем часть карточек для игры — добавляем новые.

Если ребенок легко угадывает, то можно прятать в сундучок пять карточек.

Игра с карточками «Раз, два, три — внимательно смотри»

Вам понадобятся для игры несколько парных комплектов карточек. Нужно, чтобы в них были одинаковые предметы, но по-разному изображенные. Например, первый набор карточек — фото домашних животных. Парный второй набор карточек — нарисованные изображения домашних животных.

Как играть. Взрослый быстро показывает карточку из своего набора и говорит очень быстро: «Раз — два — три — внимательно смотри!». Тут же убирает карточку. Детям нужно быстро найти на столе среди разложенных карточек парного набора аналогичную картинку и ее назвать. Побеждает тот, кто быстрее ее нашел среди всех выложенных на столе картинок.

Игра с карточками «Понятия»

Вам понадобятся разные тематические наборы карточек. Выложите перед ребенком четыре предметные картинки. Три из них — однородная группа и относятся к одному понятию. Четвертая — лишняя. Ребенку нужно найти лишнюю карточку и убрать ее, а также объяснить, как назвать оставшиеся картинки одним словом и почему их можно объединить в одну группу (транспорт, деревья, кустарники, перелетные птицы и другие понятия).

Примеры задания:

— Яблоко, груша, слива, тарелка.

— Чашка, ложка, вилка, очки.

— Роза, василек, ромашка, береза.

Игра с карточками «Классификация карточек»

Выложите перед ребенком карточки из 3-6 наборов, перемешав их друг с другом.

Задача — рассмотреть все картинки и разложить их на группы. Назвать каждую группу словом (это профессии, это овощи, это домашние птицы, это животные Африки и т.д.). После того, как ребенок объединит все карточки в группы, нужно попросить его объяснить, почему он положил все эти картинки в одну группу и что между ними общего.

Можно вводить в набор картинок для игры провокационные картинки — которые нельзя отнести к какой-либо группе или объединить с другими картинками.

Игра с карточками «Что изменилось»

Выложите перед ребенком ряд карточек. Назовите их и рассмотрите вместе с малышом. Затем пусть малыш отвернется, а Вы внесите изменения в этот ряд, например, можно добавить картинку, или наоборот, убрать картинку, поменять картинки местами. Когда всё готово, малыш открывает глаза и пытается догадаться, что изменилось. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра с карточками «Угадай по части»

Выложите перед ребенком ряд карточек, например, карточки на тему «Кочующие птицы». Рассмотрите внимательно всех птичек — чем они похожи, чем отличаются, как их можно узнать, почему они называются «кочующие». Затем малыш отворачивается, а взрослый в это время берет одну карточку и закрывает ее плотным белым листом картона так, чтобы была видна только часть изображения. Малышу нужно догадаться, что это за карточка. Остальные карточки при этом закрыты и не видны.

Если ребенку трудно догадаться, то можно чуть приоткрыть изображение так, чтобы была видна часть туловища, клюв, крыло или другая яркая особенность данной птички.

В игру можно играть с любым тематическим набором карточек.

Игра с карточками для развития памяти «Помоги Незнайке»

Выложите перед ребенком 6-7 пар картинок, связанных по смыслу. Например, рыбак — сети, мыло — мочалка, заяц — морковка, дед мороз — снежинка и так далее. Картинки нужно перемешать.

Расскажите ребенку, что Незнайке в школе задали запомнить эти предметы, а он не может и не знает, как выполнить это задание. Ребенку нужно разложить все карточки парами по смыслу, запомнить пары. Затем мы закрываем карточки листом плотной бумаги или плотным платком, а малыш пытается назвать те пары, которые он запомнил. Если он называет пару — то он ее получает. Считаем, сколько картинок ему удалось у нас выиграть в этой игре.

Если ребенок легко запоминает 6 пар предметов, то можно увеличивать количество картинок в игре.

Игра с карточками «Шапка — невидимка»

Вам понадобится плотный лист бумаги с нарисованной на нем шапкой- невидимкой. Кладем на стол карточки, закрываем их листом бумаги — нашей «шапкой — невидимкой». Поднимаем лист с шапкой-невидимкой и считаем до трех показывая ребенку карточки. Затем шапка — невидимка опускается, и картинки становятся невидимыми. Ребенку за три секунды надо запомнить карточки. Когда шапка- невидимка снова закроет карточки — малыш их называет.

Игра «Восстанови порядок»

Вам понадобится 10 карточек, разложите их на столе или на полу в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (за 15 — 20 секунд). Затем малыш отворачивается, а взрослый меняет картинки местами. Ребенку нужно расставить картинки, восстановив порядок.

Раздел 6. Скачать карточки для игр с детьми без регистрации

Вы можете скачать карточки и картинки для игр с детьми бесплатно на нашем сайте «Родная тропинка» и в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта