Главная » Аудио » Возникновения мышления как такового. Стадии развития мышления. Как развить логическое мышление

Возникновения мышления как такового. Стадии развития мышления. Как развить логическое мышление

Развитие мышления человека – это многоплановый процесс, отличающийся длительностью, систематичностью и целенаправленностью. Ведь что являет собой мыслительная деятельность? Мышление – это специфическая операционная функция психики, направленная на цельное и опосредованное постижение объективной реальности через выявление отношений и взаимосвязей, наличествующих между постигаемыми объектами, предметами или явлениями.

Развитие мышления является ключевой задачей взрослого окружения крохи, педагогов и необходимостью для всякого индивидуума не зависимо от его социальной или возрастной принадлежности. Поэтому было рождено множество технологических средств и разработаны рекомендации, сконцентрированные на выработке всесторонне развитого мышления , например, существуют методики, направленные на приумножение его скорости, образности и осмысленности. Так, к примеру, развитие словесно-логического мышления у малышей способствует правильному совершению мыслительных операций, поэтапному нахождению решений, грамотному владению речью. Данная разновидность мыслительной деятельности необходима при «солировании» на публике, написании сочинений, ведении споров и в любых случаях, где необходимо собственные мысли излагать с помощью устной вербалики.

Развитие логического мышления

Умение мыслить, используя логику, позволяет находить более верные пути решения, быстрее их принимать, выстраивать взаимосвязи между разными объектами или предметами, предопределять итоги принятого решения в максимально короткие сроки. Кроме этого, именно за счет натренированного логического мышления любой индивидуум способен подвергать анализу поведение окружающего социума и определять побудительные стимулы его поступков.

Развитие логического мышления у детей не является врожденным даром. Умение мыслить логично достигается при помощи специальных средств, методик, игр и регулярных упражнений.

Игры на развитие логического мышления сегодня приобретают новый смысл, так как с появлением компьютеров и иной игровой техники детей просто невозможно оторвать от устройств. Поэтому родителям рекомендуется свести негативное воздействие от постоянного «сидения за компьютером» к минимуму. Для этого нужно увлечь детей играми, направленными на тренировку мыслительной деятельности, которые активизируют формирование стратегического мышления, развитие логики и снимают усталость или стресс.

Логически мыслить – это означает отделить значимое от второстепенного, находить аргументы, опровержения и делать выводы. Это умение быть убедительным и не ощущать себя легковерным. Каждый индивидуум периодически мыслит логически. Однако большинство людей думает шаблонами, «вбитыми» в детстве родителями, «вколоченными» педагогами и вдалбливаемыми ежедневно с голубых экранов. Поэтому нужно стараться развивать логическую мыслительную деятельность, тренировать ее. Заниматься развитием логики следует начинать практически с пеленок. А для этого необходимо понимать, что каждый возрастной период соответствует определенному виду мыслительной деятельности. Например, маленьким деткам еще не свойственно абстрактно обдумывать что-то в уме. У малышей первичными стадиями формирования логики являются наглядное мышление – действенное и образное. Другими словами, чтобы постигнуть – необходимо увидеть и потрогать.

На следующей стадии зарождается словесно-логическая мыслительная функция. На этом этапе кроха уже может говорить и думать о предмете, который не находится перед его глазами. У взрослых лиц подобное логическое мышление трансформируется в умение овладевать поставленной задачей и назначать цели, планировать и находить способы ее достижения. Наивысшим пилотажем мыслительной деятельности является умение мыслить творчески, то есть без использования готовых знаний, придумывать и изобретать.

Для развития умения мыслить логически, необходимо осознать три ключевых постулата. Первый – гласит о том, что никогда не бывает поздно равно, как и рано для формирования навыков логического мышления. Поэтому не следует ожидать, пока кроха научиться думать мысленно, чтобы начать заниматься с ним. Также не нужно считать себя старым для совершенствования мышления.

Второй – говорит, что уровню умственной деятельности подходят соответственные упражнения, которые направлены на формирование способностей производить логические операции, вопреки тому, что они могут представляться излишне примитивными или чересчур простыми. К примеру, наглядное мышление у малышей является ступенькой на пути к логическому, которую игнорировать нельзя. Поэтому не стоит сразу требовать от крохи абстрактных мыслительных операций.

Третий постулат сообщает о том, что воображение и логика не являются исключающими друг друга понятиями, а потому невозможно заменить одно другим. Воображение способствует развитию мыслительных способностей, а не мешают ему. Именно поэтому используются для тренировки логики помимо стандартных упражнений еще и средства развития логического мышления, которые одновременно направлены на стимулирование воображения и .

Ниже представлены наиболее популярные упражнения на развитие логического мышления. Самым известным методом тренировки логики является разгадывание анаграмм, представляющих собой слово с переставленными местами в нем буквами. Например, из слова «ласка» можно сделать слово «скала».

Задания на исключения лишнего либо слова, либо предмета из логического ряда также способствуют развитию логики.

Также одним из довольно распространенных методов развития логической функции мышления считаются упражнения, заключающиеся в определении последовательности. Другими словами необходимо последовательно выстроить понятия в цепочку, начиная от конкретного и сводя его к общему. Такие упражнения обучают выстраиванию логических цепочек.

При помощи придумывания загадок также можно развить не только произведение логических операций, но и воображение. Для их составления следует представить какой-либо предмет, вспомнить все его качества и по ним создать загадку.

Упражнения на развитие логического мышления направлены на выработку навыков активной переработки в уме информации при помощи приемов логико-аналитического мышления.

Развитие словесно-логического мышления у детей возможно при помощи упражнений, в которых требуется из набора букв или конкретного слова составить другие слова. И чем больше будет придуманных слов, тем лучше.

Также популярностью пользуются различные головоломки или ребусы. Кроме этого разработаны компьютерные игры на развитие логического мышления. К примеру, «сапер» или «шахматы». Вдобавок можно взять в обиход игру в «шашки» в качестве эффективного средства развития логического мышления у дошкольников. Однако лучше выбирать средства, направленные на выработку у малышей логики, учитывая поставленные цели и ориентируясь на индивидуальных особенностях и предпочтениях крохи.

Развитие мыслительной деятельности обнаруживается в поэтапном расширении содержания мыслей, в последовательной выработке форм и приемов мыслительных операций и трансформации их в процессе общего личностного формирования. У детей одновременно с этим происходит усиление и побуждение к мыслительным операциям.

Развитие критического мышления

Осознанное и продуктивное развитие невозможно без наличия одного существенного элемента – критического мышления. Без его наличия невозможно всесторонне развитие личности.

Критическая мыслительная деятельность представляет собой сложную систему ориентирования, позволяющей субъекту самому находить так называемые «пробелы» в собственном развитии и устремлять его в нужное русло. Умение анализировать и способность совершать выбор считаются неотъемлемой частью всесторонне развитой личности. Без них индивид будет вынужден постоянно основываться на мнениях экспертов или иных авторитетов. Отсюда и выходит первое условие всесторонне развитой личности, которое заключается в наличии критического мышления. Следовательно, критичностью ума называют способность индивидов подвергать объективному оцениванию собственные мысли и чужие думы, тщательно и исчерпывающе проверять все вносимые предложения и выдвигаемые выводы.

Критическое мышление:

— помогает субъектам в установлении приоритетов в собственной личной жизни и профессиональном самоопределении;

— предполагает принятие персональной ответственности за совершенный выбор;

— приумножает уровень субъективной культуры работы с различной информацией;

— формирует способность анализировать и производить самостоятельные выводы;

— прогнозировать следствия собственных решений;

— позволяет в совместной деятельности вырабатывать культуру диалога.

Критическая мыслительная деятельность человека – это нахождение здравого смысла. Другими словами, как умозаключить и поступить логично, учитывая собственную позицию и мнения других субъектов. Таким образом, критическим мышлением называется также и умение отказываться от своих предубеждений. Поэтому весьма существенным при разрешении проблем является критическое мышление, которое способно выдвинуть свежие идеи и лицезреть более новые возможности.

Технология развития критического мышления.

В ходе саморазвития приобретение критического мышления является мощнейшим толчком, помогающим приблизиться к достижению целей и передвинуться на качественно новый этап сознания. Однако развить критическую мыслительную деятельность не совсем просто. Итак, для этого нужно пересмотреть свой дневной распорядок. Большинство людей в течение светового дня некоторое время тратят впустую, при этом, не используя его ни для отдыха, ни для продуктивной деятельности. Технология развития критического мышления состоит в использовании такого времени с целью проведения самоанализа. Для этого необходимо вечером вместо бездумного переключения каналов телевизора, оценить прошедший день, позитивные аспекты и отрицательные качества, проявляемые индивидом на протяжении дня. С этой целью рекомендуется поставить перед собой вопросы, следующего характера: «когда я пользовался собственным мышлением максимально продуктивно», «какая ситуация, происшедшая сегодня, может стать примером наихудшего проявления мышления», «чтобы я изменил сегодня, если бы имел возможность еще раз пережить этот день» и т.д. Важную роль играет предоставление себе немного времени для обдумывания ответа. Именно таким образом развивается аналитический ум, из которого вырастает критическая мыслительная деятельность. Кроме этого, необходимо вести ежедневные записи. Они помогут обнаружить паттерны мышления, подчеркивая в течение определенного интервала времени повторяющиеся реакции.

Следующим этапом будет проработка проблем. В день необходимо прорабатывать по одному проблемному вопросу. Каждое утро, по дороге в учебное заведение либо на работу следует прорабатывать выбранную на сегодня задачу. Нужно выявить логику проблемного вопроса и его структурные элементы. Другими словами, следует четко определить проблему, выявить ее отношение к ценностям индивида, его целям и потребностям. Работать с проблемным вопросом необходимо по определенному плану. Формулировать проблему следует максимально четко и предельно ясно. Затем ее нужно изучить, чтобы понять, представляет ли она собой подконтрольную зону для индивида или нет. Определить круг возможных действий, с которыми столкнется индивид в процессе решения. Следует отдавать предпочтение тем проблемным вопросам, которые можно разрешить уже сегодня, а те проблемы, для решения которых необходим дополнительный арсенал средств, лучше отложить. Нужно выделить время на активный поиск информации, необходимой для разрешения проблемы, ее анализа, интерпретации и совершения разумных выводов. Кроме этого, рекомендуется выявить собственные возможности, позволяющие произвести определенные действия с целью разрешения проблемного вопроса в кратковременной и долгосрочной перспективе? Исходя из выявленных преимуществ и негативов, необходимо оценить варианты действий. После этого нужно определить, общую стратегию и обрисовать пути решения проблемы. Продуманной стратегии следует придерживаться до завершения работы. После начала работы, следует отслеживать ситуацию. Наблюдать за тем, какие последствия действий индивида проявятся и каким образом. Нужно быть готовым своевременно изменить стратегию в соответствии с появившейся новой информацией.

Кроме этого следует уделять время и развитию интеллекта. Следует регулярно работать над развитием одной из сторон интеллекта, например, ясностью мышления или концентрацией внимания.

Критический интеллект характеризуется избеганием поверхностных обобщений и легкомысленных выводов, стремлением смотреть вглубь, уклонением от категоричности в подходах. Научиться думать критически – это означает следовать нормам логики, проявлять любознательность, иметь собственное мнение, умение пользоваться исследовательскими и творческими средствами для отстаивания своей позиции.

В связи с интенсивно прогрессирующим обществом в области получения и анализа информации, требованиями среды были разработаны приемы развития критического мышления, представляющие собой единую систему, которая целенаправлена на формирование способностей работы с информацией во время письма и чтения.

Мыслить критически означает естественным образом взаимодействовать с идеями и данными. Ведь индивидам необходимы навыки не только овладения данными, но и умения их подвергнуть критической оценке, осмыслить и применить.

Критическая мыслительная деятельность является одной из форм интеллектуальных функций субъектов, которая характеризуется значительным уровнем перцепции, осознания, объективности подходов к информационному полю, окружающему его. Критическое мышление объединяет в себе комплекс навыков и способностей, вырабатывающихся поэтапно вследствие развития и в процессах учебной деятельности. Таким образом, приемы развития критического мышления вырабатывают самостоятельную мыслительную деятельность, вооружают методами и средствами самостоятельной работы. Критический ум обладает своими признаками.

Критическое мышление, в первый черед, является самостоятельной операцией, а информация – это отправной, а абсолютно не заключительный пункт назначения критической мыслительной деятельности. Знания формируют , без которой индивид не способен мыслить критически.

Критическое мышление берет свое начало с постановки круга вопросов и определения проблем, которые необходимо решить. Критическая мыслительная операция устремлена на убедительную аргументацию. Критическая мыслительная деятельность человека является мышлением социальным.

Развитие творческого мышления

Лишь благодаря возникновению свежих идей человеческая цивилизация имеет возможность развиваться. Практически было доказано, что творческий потенциал можно развить практически у всех индивидуумов с нормальным уровнем интеллектуальной сформированности. Однако для этого необходимо совместно целенаправленные силы родителей и педагогов. Часто взрослое окружение требует от детей моментального быстрого выполнения задачи. При этом они не совершенно оставляют им времени подумать и возможности поэкспериментировать. Вследствие чего малыши зачастую стараются припомнить знакомую им вариацию решения или бездумно скопируют действия взрослых.

Творческое мышление детей и взрослых требует максимальной самостоятельности и большей независимости от знакомых решений. Именно поэтому развитие способностей к творческим операциям требует временных затрат и терпения от малышей и взрослых.

Способы развития творческого мышления неразрывно связаны с тренировкой следующих операционных функций психики: восприятия и воображения, памяти и речи.

На дошкольном возрастном этапе особый смысл приобретает развитие навыков опознавания чувственных впечатления и именование их. Малыш, знакомясь с качествами предметов или объектов, таких как форма, цвет, размер, запах может находить решения к творческим заданиям на поиск предмета по определенным характеристикам. К шестилетнему возрасту крохи уже умеют самостоятельно создавать загадки о различных предметах либо объектах, обрисовывая их чувственные характеристики и свойства. Семилетний ребенок уже способен подвергать сравнению и сопоставлению свойства и характеристики различных предметов. Малышам в этом возрастном периоде становятся доступны такие структуры речи, как метафора и аллегория.

Прямое обучение творческой мыслительной деятельности невозможно, однако вполне реальным является косвенное воздействие на нее посредством сотворения условий, стимулирующих или замедляющих творческую активность индивидов. Такие условия бывают ситуативными и личностными. Личностные условия охватывают черты характера, свойства личности, которые могут воздействовать на состояния, спровоцированные различными событиями.

Ситуативные факторы, негативно воздействующие на творческий потенциал субъекта, включают: дефицит времени, нахождение в стрессовом состоянии, повышенную тревожность, излишне сильную или чересчур слабую мотивацию и т.п.

К факторам личностного характера, негативно воздействующим на произведение творческих операций, относят неуверенность в себе или гиперуверенность, конформизм, эмоциональную подавленность и ряд других.

С целью совершенного раскрытия творческого потенциала рекомендуется использовать следующие методы развития творческого мышления. В первый черед следует минимизировать негативное воздействие устоявшихся моральных табу и культурных запретов, снятие влияния установок, выработавшихся в деятельности. В этом помогут такие способы, как расширение сферы интересов индивида, самоидентификация с иным индивидом, переключение внимания или смена деятельности.

Так как для проявления творчества необходимо обладать высоким уровнем самооценивания, то целесообразным будет воздействие на нее посредством минимизации внешней отрицательной и повышения положительной мотивации.

Большинство исследователей биографий известных личностей заметили, что творческое мышления выражается более слабо, когда в эмоциональной зоне устанавливается довольно продолжительное постоянство.

Способы развития творческого мышления. Таких способов разработано множество. Из них наиболее несложными в исполнении являются ниже приведенные. Через определенный промежуток времени можно подбирать ассоциации к неоконченным рисункам. При этом не нужно стесняться полета фантазии. Ведь этим индивид занимается для развития собственных способностей, а не с целью получения оценки от окружения. Поэтому во время данного упражнения не желательно присутствие посторонних.

Также можно находить различное применение общеизвестным предметам. Данное задание не только интересно, но и может сойти за игру в кругу друзей. Кроме этого, отлично развивают фантазию и творческое мышление придумывание рассказа из ограниченного набора слов за определенное количество времени.

Методы развития творческого мышления человека, в первый черед, направлены на снятие преград или ослабление барьеров, находящихся между осознанным и бессознательным.

Для эффективного развития творческой деятельности необходимо соблюдение следующих условий: критичность ума, способность подвергать качественному анализу информацию, умение находить причинно-следственные связи, понимание вероятного развития дальнейших событий, умение выстраивать логический ряд, способность «фантанировать» идеями, наличие возможности не ограничиваться привычными схемами, шаблонными решениями и традиционными действиями, моментальное разрешение проблемных вопросов, выбор адекватного решения, уравновешенность и спокойствие в подходе к проблемам.

Умение удивляться и способность к креативу являются главными составляющими развития творческого мышления.

По меткому выражению Н. Чернышевского, каждый отдельный человек - должник общества за свое умственное развитие. Действительно, не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.

«Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто», - сказал Макс фон Лауэ.

Формирование мышления охватывает процесс нарастания возможностей мыслительной деятельности как под влиянием естественного хода повседневной жизнедеятельности человека, так и в результате специальных упражнений. Развитие предполагает наращивание возможностей по решению мыслительных задач на основе уже сформированного мышления.

Мышление как процесс непрерывно формируется и развивается в ходе изменяющегося взаимодействия человека со средой, но никогда не достигает завершенной стадии. Оно может развиваться как в рамках его отдельных видов в форме улучшения его отдельных характеристик, так и в рамках взаимодействия этих видов.

Выделяют три направления изучения процессов развития мышления:

  • филогенетическое;
  • онтогенетическое;
  • экспериментальное.

Наиболее известный вклад в исследование процессов развития мышления внесли Ж. Пиаже, Л. Выготский и П. Гальперин.

Л. Выготский выявил характерные стадии формирования понятий у детей:

  • стадия синкретического (неупорядоченного, бессистемного) мышления, когда объекты выбираются наугад без поиска каких-либо признаков (ситуация типа битвы при Бородино: «смешались в кучу кони, люди»);
  • стадия системного мышления, когда объекты могут объединяться либо на основе общих признаков (но сами признаки выбираются случайно), либо на основе правильных, но несущественных для данных объектов признаков;
  • стадия мышления понятиями, когда объекты объединяются на основе множества правильно выделенных признаков.

Теория планомерного формирования умственных действий П. Гальперина включает следующие базовые положения:

  • между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь;
  • процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции (процесс интериоризации) реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты.
  • формирование ориентировочной основы будущего умственного действия через ознакомление с его структурой и требованиями, предъявляемыми к нему;
  • практическое освоение действия с помощью самих объектов;
  • практическое освоение действия без использования самих объектов, но с привлечением речи;
  • практическое освоение действия, с переходом от внешней речи к внутренней;
  • выполнение умственных действий на основе интеллектуальных умений и без постоянного сознательного контроля за его выполнением.
  • Основные виды мышления
    • Абстрактное мышление
    • Творческое мышление
    • Образное мышление
    • Логическое мышление

Мышление - неотъемлемая часть человеческой деятельности, инструмент познания и анализа действительности. Без него не было бы современного человечества и всей нашей цивилизации, ведь активное и осознанное мышление - главное, что отличает человека от остальных животных.

Мышление имеет огромное количество определений. Вот одно из них:

Мышление - это процесс получения данных внешнего мира помощью органов чувств, а также их последующая переработка и использование; это установление взаимосвязей между окружающими объектами и определение их влияния на человека. Главная задача мышления - решение широкого круга проблем и задач, которые стоят перед человеком.

В первую очередь мышление - основное орудие выживания человека. Мы не имеем зубов, когтей и теплого меха, но в вопросах сохранения вида ушли далеко вперед, поскольку мышление дает намного больше возможностей для преодоления жизненных вызовов, чем физическая сила и выносливость дикого зверя.

Мышление - особенность человеческой психики, полученная нами в процессе эволюции. Но загвоздка в том, что эволюционно в нас заложена лишь способность мыслить, которую мы должны сознательно реализовывать. Развитое мышление дает человеку возможность не только выжить, но и жить с комфортом: иметь больше денег и власти, наладить отношения с окружающими, получить от жизни все необходимое.

Развитие мышления - это волевой акт, который мы можем осуществлять или не осуществлять. Тренировать мышление желательно с детства. В семьях, где родители обладают низким уровнем интеллекта, закостенелым мировоззрением и отсутствием творческого мышления, часто вырастают такие же дети. Если же ребенка в раннем возрасте передать на воспитание в семью, где принято заниматься самообразованием и активно использовать свои умственные способности - скорее всего, он покажет хорошие результаты в учебе и будет более успешен в жизни. Известно также немало случаев, когда смышленый человек переставал заниматься работой, требующей постоянного напряжения ума, и через несколько лет деградировал. Даже если ваши родители не занимались развитием вашего мышления с раннего детства, начать (или продолжить) можно в любом возрасте. Поговорим о том, как развить мышление.

Уровень развития мышления связан с речью. У высокоразвитого человека всегда большой словарный запас и грамотное построение предложений; примитивный и не привыкший думать индивид обходится минимальным набором слов и фраз, часто затрудняется в выражении мыслей. Замечено, что при усиленном развитии речи сразу же проявляется улучшение мыслительных процессов, и наоборот - умные люди являются хорошими ораторами. Читайте и тренируйте свое ораторское мастерство - вот первый универсальный совет по развитию мышления.

Есть целый комплекс специальных практик и упражнений для мышления, но главное, что необходимо делать - это постоянно нагружать мозг. Как атрофируются мышцы без постоянной работы, так и ослабевает острота ума, который не напрягают никакими задачами.

Основные виды мышления

Разберем основные виды мышления, чем они характеризуются и как развивать каждый из них.

  • Абстрактное мышление
  • Творческое мышление
  • Образное мышление
  • Логическое мышление

Многие виды мышления взаимосвязаны между собой, поэтому имеет смысл развивать их все. И все-таки в зависимости от сферы деятельности человека 1-2 вида мышления всегда будут в приоритете. Например, у художника-абстракциониста будет прекрасно развитое абстрактное и образное мышление, у математика или физика - логическое мышление, у человека любой творческой профессии - творческое и образное мышление.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление позволяет нам видеть совокупность предметов, явлений и свойств как один целый объект. Это необходимо для того, чтобы мы могли видеть картину в целом, не отвлекаясь на мелкие детали, и посредством этого видения находить нестандартные пути решения задач, постоянно расширяя рамки познания.

Интересно, что у животных в примитивных формах есть зачатки мышления: они умеют осознавать причинно-следственные связи, способны к обучению и простейшим логическим операциям. Но только человеку присуще абстрактное мышление.

Обратимся к примерам. Для собаки листья на дереве всегда будут только листьями, река останется потоком воды, птици – птицами, а земля - местом, в которое можно зарыть косточку. Человек же обобщит совокупность всех этих объектов в понятие «природа». Кошка может тереться о ноги, встречать хозяина на пороге и спать в его ногах, но только человек назовет это все словами «любовь» и «привязанность».

Творческое мышление

Творческое мышление направлено на создание нового полезного результата из известных предпосылок. Оперируя имеющимися данными, мы можем конструировать из них интеллектуальные, культурные и материальные объекты, которые не существовали до этого.

Как видите, здесь упор сделан на использование уже известных данных, и этот момент оговаривается не зря. Человек может создать новый продукт, лишь опираясь на полученный опыт и знания. Поэтому чаще всего мы руководствуемся примерами из окружающей природы: форма, цвет и звук черпаются из того, что мы видим, и слышим.

Образное мышление

Образное мышление характерно созданием целостных образов на основе полученной информации. Чаще всего это визуальные образы. К примеру, вы читаете книгу и отчетливо видите перед глазами героя. Или, услышав знакомый запах, тут же представляете картину, ассоциирующуюся с ним – лицо человека, место, событие.

Образное мышление является одним из важных инструментов формирования речевых навыков, поскольку за каждым словом закреплен определенный образ. Оно помогает нам узнавать знакомые объекты, необходимо в процессе обучения, запоминания информации и построения понятийной базы.

Логическое мышление

Логическое мышление - наверное, один из важнейших видов мышления. Обладая неразвитым творческим или абстрактным мышлением, человек обречен на скудную эмоционально-интеллектуальную жизнь. Но неразвитость логического мышления может угрожать психическому здоровью и даже самому нашему существованию. Речь идет не об «отсутствии», а о «неразвитости», поскольку нет ни одного человека, у которого совсем нет того или иного вида мышления.

Логическое мышление - процесс, направленный на получение обоснованных умозаключений с использованием логических правил, формул, конструкций и алгоритмов. Логика является наукой, подобной математике - в ее основе также лежит четкая доказательная база и аксиомы.

Существует ряд логических правил, без знания которых мы просто не смогли бы выжить:

  • Причинно-следственная связь (один из членов племени ухватил голыми руками змею, та его укусила, и он умер – значит, остальным не следует делать этого).
  • Алгоритм действий, направленных на определенный результат (чтобы поймать оленя на охоте, нужно смастерить оружие, пойти в лес, выследить оленя, убить его и принести племени).
  • Индуктивный и дедуктивный методы (если начало холодать и день становится короче - пришла осень; наступила осень – будет холодно и дождливо).
  • Односторонняя направленность времени от прошлого к будущему (после осени будет зима - нужно запасать дрова, еду и теплую одежду).
  • Взаимодействие предметов по форме и величине (человек может спрятаться в укрытии, которое больше его по размеру).

Здесь приведены простые примеры использования логических конструкций в жизни наших предков, чтобы показать, как они влияли на нашу эволюцию. Конечно, в современном мире они намного сложнее.

Логическое мышление помогает в первую очередь формировать тактику и стратегию своей жизни, понимать последствия своих действий, не совершать глупых ошибок.

Как развить логическое мышление

Все виды мышления развиваются так же, как и физические данные – путем тренировок.

Для того, чтобы развить логику, нужно делать определенные упражнения:

  1. Решение загадок, ребусов и задач на сообразительность.
  2. Интеллектуальные игры, такие как шахматы, покер или стратегии.
  3. Чтение детективов, хороших художественных и познавательных книг.
  4. Собирание пазлов, кубика Рубика, деревянных головоломок.
  5. Пересказ прочитанного текста своими фразами.
  6. Игра в аналогии, ассоциации, «крокодила».
  7. Придумывание абсурдных ситуаций и явлений, противоречащих законам логики (их можно записывать в виде стихов или рассказов).

Чтобы достичь успеха в жизни, нужно постоянно развиваться. Гении и просто успешные люди отличаются от обычных людей лишь тем, что постоянно тренируют и развивают свое мышление.

В интернете можно найти множество онлайн-тренажеров, способствующих развитию мышления, внимания и памяти, например тренажеры для мозга Викиум . Они помогут не только развить логическое мышление, но и научат лучше концентрироваться на задачах, запоминать большие объемы информации.

Лекция 4. Мышление, воображение, интеллект и творчество
План:

  1. МЫШЛЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

  2. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

  3. Общая характеристика воображения и его функции.

  4. Типы творческих личностей.

  5. Мышление и интеллект.

1. МЫШЛЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Воображение - это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления.

Воображение отличается от восприятия двумя особенностями:

□ источником возникающих образов служит не внешний мир, а па мять;

□ оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии.

Функции воображения

Выделяют следующие функции воображения:

представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предме тами;

формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределен ности;

участие в произвольной регуляции, познавательных процессов (управление воспоминаниями);

регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.);

основа для творчества - как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство);

создание образов, соответствующих описанию объекта (когда чело век старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал);

продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Классификация.воображения


Более подробные характеристики разновидностей воображения показаны в табл. ,10.1.
Таблица 10.1 . Характеристика отдельных типов воображения


Вид воображения

Его характеристики

По степени активности и волевых усилий

Активное воображение (преднамеренное)

Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.)

Пассивное воображение (непреднамеренное)

При этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя)

По степени преобразования действительности

Продуктивное (творческое) воображение

Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается

Peпродуктивное (воссоздающее) воображение

Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть

Характеристика отдельных видов воображений

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлении», а современная наука полагает, что они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинации относятся к типу пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы, в отличие от галлюцинаций, являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична, в боль шей степени осуществима и относится к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Среди особенностей мечты выделяют следующие:

□ мечтая, человек всегда создает образ желаемого;

□ она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов;

□ мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым;

□ образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером и в то же время - отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.


4.Типы творческих личностей.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

При помощи творческого мышления человек в процессе познавательной деятельности создает субъективно новый продукт.

Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть выраженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности.

1. Чувствительность ко всему новому.

2. Способность к обнаружению и постановке проблем.

3. Способность к генерированию большого числа идей.

4. Гибкость ума - способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты дей ствий.

5. Оригинальность - способность к нестандартным ответам.

6. Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали.

7. Способность к анализу и синтезу.

8. Способность к действиям в уме.

9. Смелость - способность идти на разумный риск.

10. Готовность преодолевать препятствия.

11. Готовность противостоять мнению окружающих.

12. Толерантность к ситуациям неопределенности.

Для реализации творческого мышления необходимы определенные условия. С другой стороны, существует ряд иных условий (факторов), которые тормозят творческое мышление человека. Эти две группы условий показаны в табл. 9.5.

Таблица 9.5. Факторы, влияющие на творческое мышление


Условия

Стимулирующие творческое мышление

Тормозящие творческое мышление

Уровень мотивации

Средний

Очень слабый или очень высокий

Время

Наличие достаточного

времени


Дефицит времени

Степень риска и ответственности

Средний или низкий

Очень высокий

Отношение к результатам мышления со стороны окружающих референтных лиц

Одобрительное

Критическое

Отношение к социальному окружению

Самостоятельность

Конформность, вера

Прошлый опыт творческого мышления

Удачный

Неудачный

Активное творческое воображение (у ученых, изобретателей), как правило, проходит четыре стадии (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Стадии творческого воображения

Наиболее длительной является вторая стадии, на которой происходят анализ и синтез исходной информации и возникновение новых ассоциаций, образов, представлений и суждений. Очень короткой, но важной является третья стадия, которую еще называют инсайтом - внезапным пониманием новой идеи или возникновением нового образа. Последний этап содержит минимум элементов воображения, тем не менее, он очень важен для воплощения новых идей в практику.

Известный советский изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, создатель теории изобретательства, выделял пять уровней творчества (рис, 10.3).

Рис. 10.3. Уровни творческого воображения

На первом уровне роль воображения минимальна и творчество носит в основном репродуктивный характер. Примером третьего уровня творчества может служить открытие животного электричества

Луиджи Гальвани, лежащее на стыке биологии и физики. Примерами пятого уровня творчества являются открытия гелиоцентрической системы Николаем Коперником, механизмов эволюции Чарльзом Дарвином и роли бессознательного в жизни человека Зигмундом Фрейдом.


  1. Мышление и интеллект
Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком - его мыслительные способности (психологический словарь. - М.: Педагогика. 1983. - С. 136)

В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую - «текучую» (fluid ), и статическую - «кристаллизованную» (crystallized ). Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

□ способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);

□ способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;

□ способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;

□ объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Ответ:

  1. Развитие мышления как видов.

Мышление является высшим познавательным процессом, оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений в мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отображает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существовавшие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. Мышления, как отдельного психического процесса, не существует, оно присутствует и в других познавательных процессах (в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи). Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является мысль, идея, понятие.

Мышление – это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. существуют следующие типы мышления:

1) теоретическое понятийное – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Характерно для научных теоретических исследований.

2) теоретическое образное мышление – отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Оба вида мышления дополняют друг друга.

3) наглядно-образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Очень хорошо данная форма мышления представлена у дошкольников, а вообще она достаточно развития у всех людей.

4) наглядно-действенное – это практическая преобразовательная деятельность, осуществляемая человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Все виды сосуществуют и могут быть представлены в одной и той же деятельности. Но в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. Мышление совершается в соответствии с определенной логикой.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта