Главная » Аудио » Питание по церковному календарю. Правильное питание по религии. Постные щи с грибами

Питание по церковному календарю. Правильное питание по религии. Постные щи с грибами

Каждая из великих мировых религий на протяжении многих веков сформировала свой, особый подход к правильному питанию...


Люди давно заметили, что здоровье тела и здоровье духа — вещи тесно связанные и друг от друга зависящие. Каждая из великих мировых религий на протяжении многих веков сформировала свой, особый подход к правильному питанию, поддерживающему человеческую жизнь.

Конечно, учителя веры при этом исходили из духовных посылов, далеко не всегда имеющих рациональное объяснение. Как и во что верить — личное дело каждого, здесь давать советы никто не в праве. Но некоторые принципы в отношении к пище насущной, сложившиеся в разных доктринах, являются вполне разумными с точки зрения диетологии. Попробуем применить их для пользы тела.

Христианство и культура питания

Для души. В христианстве нет тотальных запретов, связанных с едой. В целом можно все. Ограничения касаются только отдельных периодов времени — постов. Разные конфессии сформулировали различные правила воздержания от тех или иных продуктов. Например, в православном календаре 4 многодневных поста, предшествующих великим праздникам. Есть и однодневные: среда и пятница каждой недели, за исключением седмиц — праздничных периодов, следующих за большими церковными датами.

Согласно церковному уставу пост предполагает отказ от пищи животного происхождения (мяса, молочных продуктов, яиц), а также сдобного хлеба и сладостей. В некоторые дни разрешена рыба. Конечно, пост — не диета. Это особое время, посвященное усердному служению Богу и усиленной молитве. Но на заре существования церкви, когда и сложилась традиция, чтобы добыть мясо к столу и приготовить его, нужно было. потратить много сил и времени. А растительная пища была буквально "под ногами" — бери и ешь. Отказ от мяса позволял освободиться от лишних забот и переключить мысли на другое.

Для тела. Нерелигиозный человек вполне может отыскать физиологическую пользу в православном подходе к питанию. То, что мучное и сладкое — еда скорее для праздников, чем для будней, знают все, хотя и не все этому принципу следуют. С белками, необходимыми организму для нормального функционирования, сложнее: они являются строительным материалом для мышц, обеспечивают работу мозга, формируют ферменты, отвечающие за нормальный ход всех процессов.

И все-таки периодически полезно давать передышку пищеварительной системе, исключая продукты животного происхождения из своего меню. Обилие мясного и молочного на столе дает нагрузку на почки, печень, сердце, сосуды, нервную систему. Откажитесь на время от "тяжелых" видов мяса, не говоря уж о сосисках, и количество жиров и холестерина в рационе тут же снизится. Недостаток же протеинов можно компенсировать за счет таких даров природы, как фасоль, горох, чечевица, орехи, семечки. Кстати, в мясе белковая составляющая — около 25 %, а в орехах — более 30 %, хотя эти белки и неидентичны.

Если без мяса и молока не можете прожить и дня, оставьте в рационе курицу и богатую полезными жирными кислотами рыбу (эти кислоты формируют клетки мозга, участвуют в гормональном обмене), а также что-нибудь из нежирных кисломолочных продуктов, чтобы поддержать работу желудка и кишечника.

Индуизм, буддизм и культура питания

Для души. Эти вероучения зародились в Индии, а затем покорили всю Юго-Восточную Азию и Дальний Восток. Есть немало их приверженцев на Западе. Восточные религии не ставят человека выше других живых существ и потому учат не убивать животных, птиц и рыб ради собственного пропитания. А вот их дарами — молочными продуктами и яйцами — адепты восточных религий с удовольствием пользуются.

Для тела. В Индии, колыбели этих доктрин, в изобилии растут овощи, фрукты, злаки, бобы, поэтому рацион восточного вегетарианца намного разнообразнее и сбалансированнее, чем стол жителя Севера.

Кстати, все традиционные блюда обильно приправляются специями и пряностями. Их считают даром богов. Острота и правда полезна. Это можно взять на вооружение. Перец и пряные травы обладают обеззараживающим действием, что всегда было важно для стран с жарким и влажным климатом, где быстро размножаются болезнетворные микробы. Насыщенный цвет специй (например, у шафрана, корицы, красного перца) свидетельствует о большом количестве флавоноидов — полезных, биологически активных фитовеществ.

Ислам и культура питания

Для души. Запретные продукты для мусульман — свинина и спиртные напитки. Считается, что алкоголь опасен даже в малых дозах, потому что пить и не терять контроля над собой более сложная задача, чем вовсе не пить. Ученые гадают о причинах возникновения запрета на свинину у древних жителей Ближнего Востока (его сохранили и иудеи, и мусульмане). Может, дело в нечистоплотности свиньи и ее неразборчивости в еде. Другая версия гласит, что в древности был весьма распространен трихинеллез — смертельное заболевание, передающееся человеку через свинину. Сегодня наука владеет методами надежной ее профилактики.

Мясо других животных можно употреблять в пищу. Но чтобы оно стало разрешенным, нужно соблюсти ряда правил. Одни из них — сугубо духовные, другие — тесно связаны с гигиеной. Так что мясо оказывается чистым в прямом и переносном смысле. Кстати, оно есть в обычных супермаркетах с соответствующей маркировкой.

Правоверные мусульмане обязаны также соблюдать строгий пост в течение одного месяца в году. Суть его не в отказе от каких-либо продуктов, а в полном воздержании от еды и питья в светлое время суток.

Для тела. С диетологической точки зрения негоже молодым и активным людям не есть целыми днями, а наедаться на ночь — и подавно. Поэтому, пытаясь извлечь "телесную пользу" из исламской системы питания, обратимся к повседневным, а не "постным" запретам.

Например, исключение свинины (или хотя бы сокращение ее доли в рационе) — хороший совет. Это мясо, как правило, жирное, тяжелое для пищеварения. В 100 г свинины содержится около 300 ккал. Это почти на 1/3 выше, чем у говядины, и соответственно в 2 и 3 раза больше по сравнению с калорийностью курятины и телятины. К тому же 300 ккал — усредненный показатель.

Есть особо лакомые и жирные части, например, шейка или окорок, энергетическая ценность которых достигает 500 ккал на 100 г — целый обед в одном кусочке! Свиное мясо недорогое, сытное, простое в переработке, поэтому его охотно используют производители разного рода полуфабрикатов, в том числе колбас. Выходит, отказ от свинины и полуфабрикатов из нее помогает сделать выбор в пользу домашней, более здоровой кухни.

Иудаизм и культура питания


Для души. В иудаизме, как и в исламе, свинина строго запрещена. Кошрут (буквально — дозволенное) вообще предполагает массу пищевых ограничений. Большинство табу к физиологии отношения не имеют. Истоки некоторых правил уходят глубоко в историю.

К примеру, данное Моисеем указание "не вари козленка в молоке его матери", по-видимому, являлось запретом на повторение некоего языческого ритуала. Со временем традиция расширила его, и теперь ортодоксальный иудей не допускает сочетания любых мясных и молочных продуктов. Их надо есть из разной посуды и с интервалом не менее получаса.

Для тела. Научных доказательств того, что сочетать мясное с молочным вредно, нет. Но общий подход с точки зрения здравого смысла может быть таким: белковая пища животного происхождения в большой концентрации — серьезная нагрузка на все системы организма. Вот и не стоит есть разные ее виды одновременно.

Можно также взять на заметку тщательный подход иудеев к обработке мяса. В нем не должно быть ни капли крови. Для этого мясо предварительно замачивают в воде или посыпают крупной солью, которая впитывает жидкость. Практика показывает, что после этого мясо становится светлее и аппетитнее на вид, а в бульоне нет накипи, он чище и прозрачней. О непрожаренном стейке (с кровью), в котором могут сохраняться возбудители кишечных инфекций, тоже стоит забыть.

В календаре у иудеев — 6 постов в год. Они краткие, как правило, суточные. Зато очень строгие — без еды и питья. Их, как и некоторые христианские посты, можно сравнить с рекомендуемыми диетологами разгрузочными и голодными днями. Однако оставлять организм совсем без воды с точки зрения науки все-таки неправильно. В целом же правила кошрута заставляют очень внимательно и избирательно относиться ко всему, что попадает на стол и в рот, и это идет только на пользу самочувствию.

* Имеется в виду, что вместо растительного масла употребляют оливки.

*** Устав в полной мере относится к монастырской практике Палестины (см. ). Миряне определяют свою норму индивидуально, желательно по благословению священника .

Даты указаны по новому стилю

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, посты в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти седмиц), три однодневных поста.

Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и страстную седмицы.

В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов).

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.


14 августа - 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница - . Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.

В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста,

Сырная () - неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи,

Троицкая - неделя после Троицы.

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник - 18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

- 27 сентября . Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

15 октября 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» В.Н. Крисько.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В Евангелии описывается случай, когда с помощью пяти хлебов и двух рыб Христос накормил около пяти тысяч человек, а затем велел собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Бог, будучи Творцом, показал пример бережного отношения к еде, созданной для поддержания жизни человека.

Сегодня в нашей передаче мы поговорим о бережном отношении к творению Божию и о благотворительности. У меня в гостях — директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» Виктория Николаевна Крисько. Здравствуйте, Виктория!

В. Крисько: Здравствуйте, владыка! Большое спасибо, что пригласили меня на эту передачу.

Наш фонд, действительно, помогает большому количеству людей уже более пяти лет. За это время мы раздали 15 миллионов килограмм еды. Мы много работаем с Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что нуждающиеся люди приходят за помощью в храм. Вместе с нами работают 15 епархий, через которые мы передаем наши продукты. У нас есть большой проект «Народный обед». Мы собираем продукты в магазинах. Все это делается для людей, которые сейчас оказались в непростой ситуации. Я благодарна Богу, что у меня сейчас такая замечательная работа, такое служение.

Митрополит Иларион: В моей передаче обычно участвуют люди, которые, занимаясь своим делом, болеют за него. Думаю, очень важно, чтобы мы всегда имели возможность обмениваться нашим опытом.

О Церкви часто думают, прежде всего, как о некоем бюро ритуальных услуг. Об этом я могу судить даже по вопросам телезрителей, которые поступают в мою передачу. В основном это вопросы ритуального характера: какой крестик носить? Что можно есть в пост, а что нельзя и так далее.

Но у Церкви гораздо шире тот мандат, который она получила от Самого Господа. Церкви не безразлично, что происходит с людьми в их реальной жизни, в быту. Об этом очень часто говорит Святейший Патриарх. Например, как-то раз, посещая Московскую городскую думу, он сказал о том, как надо утилизировать отходы, как нужно обращаться с мусором. Казалось бы, почему Святейший Патриарх должен об этом говорить? Да потому, что Церкви это небезразлично.

Тема, которой Вы занимаетесь, Церкви также не безразлична, потому что мы все ответственны за Божий мир и за Божие творение. Мы все несем ответственность за то, чтобы люди у нас были сыты, накормлены. Церковь, конечно, не только хлебом насущным занимается, но она заботится, в том числе, и о том, чтобы у людей была еда, и чтобы та пищевая продукция, которая производится, не пропадала. Вы как никто другой знаете, что у нас, кажется, около трети пищевых продуктов пропадает. Поэтому то, чем Вы занимаетесь, очень важно.

В. Крисько: Это действительно так, Вы хорошо осведомлены. Треть продукции уничтожается. Но мы стараемся сделать так, чтобы продукция с ограниченным сроком хранения все-таки поступила в семью, которая будет этому очень рада, ведь ей эта продукция очень нужна.

Одна из наших задач сейчас — бережное отношение к еде. И мы стараемся это нести в жизнь. Работаем с семьями, с нашими приходами, в которые передаем нашу продукцию. Бережное отношение к еде очень важно, особенно сейчас, в такое непростое время, когда, с одной стороны, нам очень хочется помочь, а, с другой стороны, мы понимаем, что отчасти это происходит потому, что нет бережного отношения к продуктам. Мне кажется, что люди, которые приходят в храм, действительно понимают насколько бережно и внимательно нужно относиться к продуктам питания, к еде.

Митрополит Иларион: С одной стороны, у нас есть малоимущие люди, которым реально не хватает средств на жизнь, на продукты питания. Есть семьи, которые питаются очень скромно, им не хватает калорийной пищи, витаминов. С другой стороны, конечно, мы все знаем, что у нас пропадает много еды. Это касается как отдельных семей, так и пищевого производства.

Я помню, как в детстве мои бабушки учили меня, что нельзя оставлять еду: надо положить в тарелку столько, сколько сможешь съесть, а потом еще хлебушком протереть, чтобы ничего не осталось. Сейчас люди отвыкли от бережного отношения к еде: сколько съел — столько съел, а остальное выбрасывается. Иногда у людей пропадает очень много. С другой стороны, есть немало тех, кому еды не хватает. Как же сделать так, чтобы этого дисбаланса не было? Чтобы малоимущим семьям хватало еды, а те, у кого еды много, как говорится, не переводили продукты, не выбрасывали?

В. Крисько: Я с Вами абсолютно согласна. У нас как раз сейчас зреет идея, как обратиться с этой темой в семью, потому что к производителям, к магазинам, к рознице мы уже обратились. У нас есть несколько программ, направленных на то, чтобы производители передавали нам продукты, которые, может быть, впоследствии они бы утилизировали, а в данном случае мы их передаем людям, который сейчас в них нуждаются.

Вторая тема: мы работаем с торговыми сетями, чтобы они помогали нам собирать продукты, которые нужны в семьях. Кстати, нам очень много помогают церковные волонтеры. В Москве у нас началась акция, она проходит в московских торговых сетях. Мы приглашаем волонтеров из храмов, и они для своих же прихожан собирают продукты, то есть у нас есть договоренность с торговой сетью, и, соответственно, нас туда приглашают, создавая нам возможность продуктового сбора. И те продукты, которые семья хочет себе купить, она покупает и для себя, и для людей нуждающихся. Через Вашу программу хотела бы еще раз пригласить к нам волонтеров из храмов.

Митрополит Иларион: В христианской традиции всегда было особое отношение к пище. Пища воспринимается не только как что-то, чем мы удовлетворяем голод, насыщая свои физические потребности. Пища в христианской традиции всегда воспринималась как дар Божий. Ведь неслучайно мы говорим о том, что нельзя садиться за стол, не помолившись, нельзя выйти из-за стола, не поблагодарив Бога за еду.

В монастырях есть даже специальный чин благословения остатков. Например, на Афоне трапеза заканчивается тем, что игумен монастыря благословляет избытки, то есть остатки этой трапезы, чтобы ничего не пропало. Потом все, что не съедено, съедается на следующей трапезе, то есть прилагаются специальные усилия к тому, чтобы еда не пропадала.

Одно из прошений молитвы «Отче наш», которую мы читаем каждый день — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это прошение означает очень многое. С одной стороны, мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам ежедневную пищу, чтобы мы не остались голодными. И, естественно, мы просим не только за себя, но и за наших близких, за наши семьи. С другой стороны, Церковь говорит, что есть и тот Хлеб, который сходит с небес — Сам Христос, Который преподает Себя в Таинстве Евхаристии. Все это взаимосвязано. Таинство Евхаристии является благодарением за то, что Бог дарует Себя человеку, но вместе с тем это и благодарение за пищу, которую Бог посылает людям. Всякий раз, когда мы садимся за стол, мы благодарим Бога за пищу, потому что если бы не Божие благоволение, то этого бы не было.

Думаю, нашим телезрителям будет интересно узнать, каким образом происходит распределение продукции, которую Вы находите — тех излишков, которые остаются на производстве. Я знаю, например, что в этом Вам помогает Марфо-Мариинская обитель в Москве на Большой Ордынке.

В. Крисько: Да. Марфо-Мариинская обитель и матушка Елизавета нас очень поддерживают. На территории обители реализуется наш проект «Народный обед». Практически мы кормим ежемесячно порядка 300 семей в Москве. Мы обеспечиваем людей крупами, сейчас добавляются тушенка, масло. Но проект «Народный обед» — это не просто обеспечение продуктами людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Проект имеет большую социальную значимость, потому что приходят волонтеры, которые фасуют эти обеды. По средам в Марфо-Мариинскую обитель могут прийти люди, нуждающиеся в продовольственной помощи, чтобы получить этот обед. Таких цехов фасовки у нас 20 по всей России. Все они расположены либо при храмах, либо при монастырях.

Объем продовольственной помощи ограничен. Мы выделяем, безусловно, те категории граждан, которые действительно находятся в крайне тяжелой ситуации. Как это ни печально, сейчас это большое количество многодетных семей. Когда мы приезжаем в наши цеха фасовки либо в другие центры, где происходит раздача продуктов, и смотрим, кому раздаются обеды, то это, к сожалению, зачастую семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации с большим количеством детей. Много, конечно, и пожилых людей.

Митрополит Иларион: Я, например, вырос в коммунальной квартире. Мы с мамой жили в комнате площадью 14 квадратных метров. Питались на рубль в день. Конечно, в советское время рубль — это хорошие деньги, но все-таки это скромная сумма для пропитания двоих. Но я не хотел бы для себя другого детства.

Мы должны заботиться обо всем. Мы должны и жизнь давать нашим детям, и заботиться потом о том, как их прокормить. У нас во многих приходах созданы кассы взаимопомощи, когда многодетные семьи в значительной степени питаются от прихода. Я знаю, что и в других религиозных общинах такое есть, в частности, у мусульман. И такие инициативы как ваша тоже помогают решить эту проблему.

В. Крисько: Абсолютно верно. Для нас это одна из главных задач. Для меня это дело всей моей жизни, ибо, проработав много лет в больших корпорациях, я поняла, что действительно хочется сделать что-то доброе, полезное. Наш фонд помогает не одной семье, а большому количеству людей. Со своей стороны мы действительно стараемся сделать продовольственную помощь и поддержку здоровой, то есть в нее также входит и молочное питание. Это наша задача. Пусть мама потратит деньги не на молочные продукты, а на что-то другое, а у нее при этом будет продовольственный запас.

Митрополит Иларион: Важно, чтобы расширялись масштабы этого дела. 300 семей…

В. Крисько: Это только в Марфо-Мариинской обители, а у нас таких 20 цехов.

Митрополит Иларион: Думаю, что потребность людей в такой помощи по масштабам страны гораздо больше. И поэтому нужно, чтобы и таких инициатив было больше, и росло число самих людей, которые озабочены этой проблемой. Мне бы хотелось, чтобы и наша передача оставила отклик в сердцах наших телезрителей, у которых обеспеченные семьи. Именно поэтому я и затронул данную тему.

Сегодняшнюю передачу я начал с удивительного рассказа о том, как Господь напитал пять тысяч человек пятью хлебами. Казалось бы, речь идет о чуде, но когда это чудо было совершено и осталось много лишней еды, то Господь сказал: соберите все, что осталось, чтобы ничего не пропало. Почему Он так сказал? На это редко кто обращает внимание. Я, признаюсь, написал целую книгу о чудесах Иисуса Христа, но я не обращал прежде внимание на этот момент, вплоть до того, пока не начал готовиться к нашей передаче. Действительно, Господь позаботился не только о том, чтобы людей накормить, но еще и о том, чтобы ничего не пропало.

В. Крисько: Одна из следующих инициатив, которую мы хотим реализовать, — это бережное отношение к еде в семье. Чтобы семьи, у которых остаются излишки продуктов, могли передать их тем, кто в них сейчас нуждается. Эта акция или инициатива должна быть масштабной. В преддверии зимы особенно хочется, чтобы семьи, которые оказываются в непростых жизненных условиях, были накормлены, сыты.

Митрополит Иларион: Есть, конечно, разные продукты. Есть продукты скоропортящиеся, а есть продукты долгосрочные. Допустим, вы купили арбуз. Вы его разрезали, половину съели, вся семья уже накормлена, а он такой большой, что все равно остается, и вы все равно его целиком не съедите. Тогда отнесите оставшуюся половину соседке, пусть соседские дети порадуются, съедят арбуз.

С другой стороны, есть очень много продуктов, предназначенных для долгосрочного хранения: это крупы, консервы — то, что люди закупают в больших количествах, а потом в какой-то момент, совершая очередную ревизию своего кухонного шкафа или холодильника, обнаруживают, что накупили гораздо больше, чем нужно. И в таких случаях у людей должна быть возможность передать свои запасы тем, кто сможет их распределить нуждающимся.

В. Крисько: Абсолютно верно. Повторюсь, что мы сейчас как раз думаем о том, как это технически организовать, потому что есть люди, которые готовы помогать.

Митрополит Иларион: Я благодарю Вас за Ваши труды, благодарю за участие в нашей передаче. Надеюсь, что наши телезрители откликнутся на то послание, которое мы с Вами попытались им передать, и что бережное отношение к еде действительно поможет, в том числе, и тем людям, которые нуждаются сейчас в помощи.

Пост — это строгий запрет или ограничения на употребление пищи или же только отдельных продуктов, например, мяса или молочных продуктов.

Великий Пост –это путь к Светлому празднику Великой Пасхи , через который человеку верующему необходимо пройти, держа себя в строгости. Запрет накладывается не только на употребление пищи, но так же запрещается проводить это время в веселье и утехах. Великий Пост- один из самых строгих постов церковного календаря, он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из сорока дней (Четырехдесятницы) и недели перед Пасхой (Страстной седмицы). Четырехдесятница отмечается в честь того, что Иисус Христос постился в пустыне сорок дней, а Страстная седмица- память о жизни Христа в последние дни его жизни, о Его распятии и воскрешении.

В Великий Пост не рекомендуется употреблять людям пищу животного происхождения- это мясо, яйца, молоко. Однако, разрешено есть рыбу, но лишь в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы. Употребление в пищу морепродуктов, таких как кальмары, креветки, мидии, не воспрещается во время Великого Поста.

Но, не стоит забывать о том, что Великий Пост- это не православная диета, и целью поста является не сколько очищение желудка, сколько очищение души человеческой.

Что же касается трапезы, по Церковному Уставу, существуют некоторые правила :

  • В первую и последнюю неделю Великого Поста соблюдается особо строгий пост.
  • Исключаются мясные и молочные продукты (масло, сыр, творог, молоко), яйца. То есть все продукты животного происхождения.
  • Есть можно только раз в день, вечером, однако, по субботам и воскресеньем разрешается употребление пищи два раза в день, в обед и вечером.
  • В понедельник, среду и пятницу употребление пищи в холодном виде, без растительного масла. По вторникам и четвергам разрешается горячая пища без масла.
  • По субботам и воскресеньям разрешается добавлять растительное масло в пищу, так же разрешается употреблять виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы).
  • В страстную Пятницу (это последняя пятница Великого Поста) стоит воздержаться от пищи вообще.
  • В субботу многие соблюдающие пост, так же воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи.

Какие продукты разрешено употреблять во время поста?

Если разумно подойти к своему питанию во время Великого поста, то, во-первых, вам не придется голодать, а во-вторых, даже в период строго поста питание может быть вполне разнообразным и сбалансированным.

Итак, основные продукты, разрешенные в пост:

  • Хлеб черный, злаковые хлебцы.
  • Крупы (овсяная, гречневая, рисовая, кукурузная, пшеничная, ячневая)
  • Соленые и маринованные овощи, варенье из ягод и фруктов.
  • Грибы различного приготовления.
  • Бобовые (фасоль, чечевица, горох)
  • Сухофрукты, орехи, мед.
  • Овощи по сезону (картофель, свекла, морковь, лук, капуста, редька и др.)
  • Фрукты по сезону (яблоки, бананы, грант, апельсины и др.)
  • Рыбу разрешено употреблять два раза за весь пост. В праздник Благовещение (в 2016 году он приходится на 7 апреля) и Вербное воскресенье (24 апреля 2016 года)

Календарь питания по дням 2019.Меню.

Первая неделя поста- наиболее строгая. Важно правильно войти в пост,а также знать личные противопоказания.

1 неделя

Понедельник Принято воздержаться от пищи.
Вторник Разрешается черный хлеб, воду, квас.
Среда Сухоядение, то есть пища, которую употребляют в сыром виде, это могут быт различные овощи и фрукты, а так же орехи и зелень. Разрешено употреблять хлеб.
Четверг Продолжение сухоядения.
Пятница Можно есть овощи, фрукты, орехи, масло растительное в этот день запрещено. Приготовление пищи не рекомендуется, все употреблять в сыром виде.
Суббота Питание то же, что и в пятницу, разрешается пить виноградный сок.
Воскресенье В этот день разрешается есть вареную пищу с растительным маслом. Также можно выпить небольшое количество красного вина, которое должно быть натуральным, без добавления спирта.

Выше мы описали одну неделю, как по всем правилам и канонам следует блюсти пост, это больше приемлемо монахам, либо же людям, строго соблюдающим все предписания церкви. Если же вы впервые решили поститься, то не стоит брать на себя чрезмерные нагрузки! Вполне возможно, например, употребление масла в пищу.

Вот примерное меню, которое вы можете взять за основу, добавляя или замещая те или иные блюда:

2 неделя

Понедельник Завтрак Каша овсяная на воде. Чай.
Обед Суп вермишелевый. Котлеты картофельные. Яблоки. Кофе или чай.
Ужин Чай.
Вторник Завтрак Каша рисовая. Салат из огурцов и помидор. Чай.
Обед Суп овощной. Вермишель с грибным соусом. Чай с вареньем.
Ужин Чай.
Среда Завтрак
Обед Солянка овощная. Салат из капусты. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша кукурузная. Чай или кофе.
Обед
Ужин
Пятница Завтрак Каша ячневая, огурцы, помидоры. Чай или кофе.
Обед
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Винегрет. Чай или кофе.
Обед Каша пшенная. Овощи. Компот.
Ужин
Это первая родительская суббота, во время Великого Поста. По возможности, люди едут на кладбище, для того чтобы навестить своих усопших родственников.
Воскресенье Завтрак
Обед
Ужин

3 неделя поста

Понедельник Завтрак Каша пшеничная. Орехи. Чай.
Обед Картофельный суп с гречкой. Зразы картофельные. Фрукты. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша гречневая. Чай
Обед Суп фасолевый. Вермишель с соусом грибным. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак Каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Овощная солянка. Капустный салат. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша из овсяных хлопьев. Фрукты. Чай или кофе.
Обед Щи из свежей капусты. Салат из овощей. Компот.
Ужин Пюре картофельное с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак Каша ячневая. Чай или кофе.
Обед Суп гороховый. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша гречневая. Чай.
Суббота Завтрак Каша пшенная. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Овощи. Компот.
Ужин Вермишель отварная с лечо. Чай.
Примечание: Это уже вторая родительская суббота во время Великого Поста. Так же необходимо сходить на кладбище, чтобы отдать дань своим усопшим родственникам.
Воскресенье Завтрак Каша пшеничная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Картофель жареный. Компот.
Ужин Каша рисовая с луком и морковкой. Чай.

4 неделя поста

Понедельник Завтрак Каша овсяная. Орехи. Чай.
Обед Суп овощной. Каша гороховая. Орехи. Кофе или чай.
Ужин Чай
Вторник Завтрак Каша ячневая. Чай.
Обед Суп с чечевицей. соленые грибы. Чай с вареньем.
Ужин Чай
Среда Завтрак Каша рисовая. Чай или кофе.
Обед Борщ постный. Салат из огурцов и помидор. Компот.
Ужин Чай.
Четверг Завтрак Каша рисовая. Орехи. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с фасолью. Салат из овощей. Компот.
Ужин Картофельное пюре с икрой из баклажана. Чай.
Пятница Завтрак Каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Суп картофельный с зеленым горошком. Салат с овощами. Компот.
Ужин Каша кукурузная. Чай.
Суббота Завтрак Каша гречневая. Чай или кофе.
Обед Рассольник. Винегрет. Компот.
Ужин Вермишель отварная с грибным соусом. Чай.
Примечание: Эта суббота уже будет третья по счету родительская.
Воскресенье Завтрак Каша овсяная. Чай или кофе.
Обед Борщ русско-украинский. Салат из овощей. Компот.
Ужин Каша гречневая. с луком и морковкой. Чай.

В последующие пятую и шестую неделю поста можно повторять свое меню, что и на второй и третей неделе.

Седьмая (Страстная седмица) неделя Великого Поста является такой же строгой, что и первая.

Шестое воскресенье Великого Поста приходится на празднование входа Господа в Иерусалим, или его еще называют Вербное воскресенье. В этот день можно кушать рыбу, еду с маслом, употреблять немного кагора.

В понедельник, вторник и среду- сухоядение. Четверг можно кушать теплую еду, но приготовленную без масла, и только один раз в день. В пятницу только хлеб и вода. В субботу прием пищи запрещен.

И, наконец, воскресенье, конец самого строго го поста приходится на празднование Светлой Пасхи.

Важно посмотреть это видео, для безопасности!

Стоить отметить, если вы впервые решили поститься, рекомендуется поговорить со священником, и решить для себя меру строгости соблюдения поста, ведь надо понимать очень важную истину, что главной целью соблюдения поста является не ограничение в еде, а смирение и покаяние, молитва!

Главный смысл поста – это не ограничение в еде, а очищение души. Однако здоровье души и телесное здоровье тесно связаны между собой.

Поэтому не стоит впадать в крайности и составлять свое постное меню на каждый день из воды и хлеба.

Мы предлагаем меню, в котором исключены продукты, запрещенные в пост. В состав ингредиентов рецептов не входят мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыба, яйца.

Вместе с тем питание остается разнообразным и полезным для здоровья: в нем много овощей, фруктов, бобовых, круп. В меню даже включена постная выпечка, но если вы решили обойтись во время поста без сладостей, то ее можно исключить. Все ссылки кликабельны и ведут на страницы с постными рецептами. В самом конце также есть список продуктов по меню на каждый день.

Завтрак.
Обед.
Полдник.
Ужин.

Комментарий диетолога:

Каша из пшеницы. Пшеница - прекрасный источник пищевых волокон, дает чувство сытости. А также содержит вит Е, F, В1, В2, В6, С, РР, каротин, ниацин, холин, биотин, фолацин и микроэлементы (калий, магний, сера, селен, хром, цинк).

Гороховый суп. Бобовые как источник белка – обязательная составляющая постного меню.

Пирожное корзиночка с фруктами – достаточно калорийный десерт, но если Вы ведете активный образ жизни, то побаловать себя можно. Если же у Вас сидячий образ жизни, то такой десерт можно перенести на второй завтрак.

Салат из квашеной капусты с картофелем и грибами. Чтобы не набрать лишний вес, предпочтительнее не есть вечером более 50 г. картофеля.

Вторник

Завтрак.
Обед.
Полдник. Фрукты на ваш выбор
Ужин. (без сливочного масла и яиц) +

Среда

Завтрак.
Обед.
Полдник. Фрукты на ваш выбор
Ужин.

Четверг

Завтрак.
Обед.
Полдник.
Ужин.

Комментарий диетолога:

Растительное масло добавленное в кашу – источник ПНЖК, к тому же жировая добавка поможет лучше усвоиться витаминам и микроэлементам из каши.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта